Убийство Симона Петлюры (окончание)
Переписка Пилсудского и Петлюры принесла свои результаты. На контролируемой поляками части Волыни возникли украинские кооперативы. Таким образом появившемуся в Варшаве украинскому институту добавились кооперативы. Это не на шутку встревожило Москву. Сталин вызвал Дзержинского:
— Что вы думаете делать с Петлюрой?
— Товарищ Сталин, — Дзержинский сделал паузу, — всё готово! Петлюра будет ликвидирован и дискредитирован!
— Я на Вас надеюсь, — тихо сказал Сталин, — этот Петлюра опасный тип! Он создаёт нам проблемы, а проблему надо решать! Ясно?!
Интервью
Корреспондент газеты «Фигаро» позвонил Петлюре неожиданно. Он хотел встречи. Петлюра согласился.
— Пожалуйста, приходите в любое удобное вам время!
— Можно сегодня в восемь часов вечера?
— Конечно.
— Хорошо, в восемь буду у Вас.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Интервью Петлюры напечатала газета «Фигаро». Сталин лично ознакомился с материалом. Дзержинский сидел напротив. Лицо Феликса Эдмундовича было спокойным и даже самоуверенным. Сталина это раздражало. Между ним и Дзержинским давно пробежала чёрная кошка. Сталин догадывался, что Дзержинский вёл свою игру и метил на его место. Особенно это стало понятным после того, как он узнал о существовании Треста. Сталин предпринял кое-какие шаги чтобы держать Дзержинского под контролем, однако понимал, что этого недостаточно. Сталин готовил удар по Дзержинскому. Чересчур амбициозный шеф тайной полиции был для него опасен.
Сталин положил газету, достал трубку, закурил. Ему уже сделали перевод, но Сталин сам хотел взглянуть на статью. Диктатор посмотрел на Дзержинского:
— «Фигаро» серьёзная газета! Раз они напечатали интервью с Петлюрой, получается, что он популярен на западе.
— В определённых кругах популярен, — согласился Дзержинский.
— Махно?
— Нестор Махно больной и забытый всеми человек. У него почти нет сторонников. Петлюра другое дело.
— Как Украина оценивает Махно и Петлюру? — спросил Сталин.
— Махно воевал за вольные советы, Петлюра за самостийную Украину. Идея Махно давно забыта. Украинцы не могут простить ему того, что Махно был против независимости. Конечно, я имею в виду не всех Украинцев, а контрреволюционеров.
— Петлюра?
— На западной Украине Петлюру считают предателем. Там не могут простить ему Варшавский договор, в результате которого он уступил полякам Западную Украину. Петлюру считают главным виновником того, что Польша захватила Галичину и Волынь. Об этом прямо пишут т.н. вожди западноукраинской контрреволюции, начиная с «демократа» Петрушевича, кончая махровым фашистом Коновальцем.
— Западная Украина не будет плакать, если Петлюра умрёт? — Сталин улыбнулся.
— Нет, — ответил Дзержинский.
— Ну а Надднепрянская Украина?
— Тут другое дело. Здесь осталось немало подпевал Петлюры.
— Что делать с этим?
— Надо ликвидировать социальную базу петлюровщины! В первую очередь украинскую автокефальную церковь, т.н. «национальную интеллигенцию» и кулачество. Надо действовать жёстко, решительно. Пролетарское государство в белых перчатках не построишь! — сказал Дзержинский.
— Получается, что на большей части Украины Петлюру и после смерти будут считать героем?
— И очень хорошо! Будем знать, кого ставить к стенке в первую очередь!
— А как отреагирует на смерть Петлюры Европа?
— Главное, чтоб европейский обыватель поверил, что Петлюра антисемит! Западный интеллигент на это реагирует болезненно! Ну а рабочие и трудовая интеллигенция с нами! Они думают так же, как и мы!
Дзержинский замолчал. Сталин потягивал трубку.
— Желаю удачи, — тихо сказал диктатор, — Надеюсь, что всё будет хорошо!
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Из интервью Симона Петлюры.
Вопрос: — Мосье Петлюра, ГПУ за вами охотится?
Ответ: — Да.
Вопрос: — Тогда почему вы ходите по Парижу так спокойно?
Ответ: — Я не привык прятаться.
Вопрос: — Вас могут убить.
Ответ: — Это невозможно! Я бессмертен.
Вопрос: — Что?!
Ответ: — Я давно внушил себе, что я бессмертен и окончательно потерял чувство страха! Я много раз стоял на волосок от смерти, но никогда не боялся, ибо твёрдо знал: я бессмертен.
Убийство
Париж, 25 мая 1926 года.
Мужчина средних лет с военной выправкой медленно шёл по улице. С виду он был похож на отставного военного. Таких в тогдашнем Париже было много, поэтому на мужчину никто не обращал внимания. Никому не приходило в голову, что именно он тот знаменитый Петлюра, имя которого пестрело во всех Парижских газетах.
Петлюра медленно перешёл улицу. Он остановился на углу улиц Расина и Сен-Мишеля. Вдруг раздался незнакомый голос:
— Симон Васильевич!
Петлюра обернулся. Перед ним стоял незнакомец с револьвером в руках.
— Да, это я! — спокойно ответил Петлюра.
Незнакомец опешил. Он ожидал, что Петлюра начнёт кричать, звать на помощь. Головной атаман стоял спокойно и смотрел на вооружённого незнакомца. Это спокойствие невольно загипнотизировало нападающего. Он не мог двигаться и вымолвить даже слово. Неожиданно Петлюра рванулся вперёд, схватил незнакомца за руку и попытался выбить у него оружие.
— А-А-А! — заорал незнакомец.
Больше от страха он нажал на курок. Раздался выстрел: Бах! Бах! Бах!
Смертельно раненный Петлюра упал, а незнакомец продолжал стрелять. В уже мёртвого Петлюру он всадил всю обойму...
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Убийца и не пытался бежать. Он спокойно дожидался полиции. Когда полиция приехала, он не оказал никакого сопротивления.
— Меня зовут Самуил Шварцбард! Я мстил за еврейские погромы на Украине!
Террориста арестовали.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
В тот же день все ведущие газеты Европы сообщили: в Париже убит лидер украинского национально-освободительного движения Симон Петлюра. Однако Москва к этому была подготовлена. В тот же день по всей Европе началась массовая компания в защиту Шварцбарда. Шоу было подготовленно превосходно.
В защиту Шварцбарда выступили: Максим Горький, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Луи Арагон, Альберт Эйнштейн и другие. Многие еврейские бизнесмены и общественные деятели стали защищать Шварцбарда. Спектакль действительно был поставлен мастерски, однако чекистам удалось не всё.
ГПУ постаралось подключить к компании против Петлюры великого латышского писателя Яна Райниса (Плиекшан). Он тогда жил в Риге и занимал пост министра просвещения Латвии. Младшая сестра Райниса Дора жила в Москве. Она была замужем за известным большевиком Стучкой. Именно Дора по заданию ГПУ предложила Райнису подключится к антипетлюровской компании. Райнис категорически отказался:
— Петлюра никакой не погромщик, а борец за свободу Украины! Против него организована клеветническая кампания!
На этом разговор закончился.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Один из руководителей ГПУ Роман Пиляр лично доложил Дзержинскому: — Райнис отказывается! Что с ним делать?
— Райниса трогать нельзя, — тихо сказал Дзержинский, — с нами лучшие умы Европы! А кто такой Райнис? Посредственный поэт, классик народа-карлика! Для латышей он всё, но для Европы Райнис нуль!
— Значит, этого латышского горе-классика не трогаем?
— Ни в коем случае!
Так и решили.
После убийства
В СССР выходила только коммунистическая пресса. Именно отсюда люди узнали об убийстве Петлюры. На Украине это возымело огромный эффект.
В СССР массовые демонстрации были невозможны, однако Украинская автокефальная церковь отслужила панихиду за упокой души Петлюры. Это было не всё.
— Люди в сёлах собирались на площадях. Они рыдали, как будто потеряли близкого человека, — пишет Ирина Фарион.
Украина скорбела по Петлюре. По приказу Дзержинского власти не вмешивались в происходящее. ГПУ просто брала на заметку всех, кто скорбел из-за смерти Петлюры.
— ГПУ уже тогда готовила чёрные списки. Массовые аресты были не за горами, — пишет Фарион.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
На Западной Украине была иная ситуация.
Сторонники Петлюры скорбели, но они были в меньшинстве. Большинство украинцев к смерти Петлюры отнеслись равнодушно. Для них Петлюра был виноват в том, что Украина проиграло войну 1917-22 года, а её западную часть захватили поляки.
— О покойниках либо ничего не говорят, либо говорят хорошо. Про Петлюру большинство предпочитало молчать, — пишет писатель Роман Иванычук.
Однако были и те, которые даже после смерти ругали Петлюру. В первую очередь это были члены КПЗУ (Коммунистическая Партия Западной Украины), т.н. советофилы, отдельные либералы и сторонники ЗУНР (Западно-Украинская Народная Республика). Они считали Петлюру предателем из-за альянса с Польшей и утверждали, что Западная Украина имеет свои ценности, свою историю и должна стать независимым государством.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Первый деятель из Западной Украины, который после смерти во всеуслышание сказал, что Петлюра герой, был тогдашний вождь украинских националистов, полковник Евген Коновалец. Как только он узнал о смерти Петлюры, воскликнул:
— Он отдал жизнь за Украину!
Коновалец, который уже сам жил в эмиграции, лично поехал в Париж. Он присутствовал на похороны Петлюры. У гроба он положил огромный венок с надписью:
— Атаману Петлюре, от сечевых стрельцов!
Полковник Коновалец был первым выходцем из Западной Украины, который публично признал Петлюру героем.
Суд
Процесс над Шварцбардом начался 18 октября 1927 года. Это была кульминация спектакля ГПУ. Чекисты всё подготовили тщательно. К сожалению французская контрразведка им не помешала.
Схема ГПУ была простой: Шварцбард мстил за еврейские погромы в Украине, которые организовали петлюровцы. С этой целью в Париж привезли целые еврейские семьи. Они рассказывали доверчивым французам о гибели своих детей, демонстрировали переломанные руки и ноги.
— Это дело петлюровских бандитов, — утверждали они.
Идеологически акцию обеспечивали Анри Барбюс, Луи Арагон, Ромен Роллан, Максим Горький и другие. Горький это делал сознательно, ибо находился под контролем ГПУ. Остальные не подозревали, что на самом деле работают на ГПУ.
— Чекисты их использовали вслепую, — писал много лет спустя офицер КГБ Носенко.
28 октября 1927 года суд объявил приговор: убийца Петлюры был оправдан.
— Это самая позорная страница Французского правосудия, — писал в 1966 году генерал Де Голль.
Но это было потом. Тогда спектакль ГПУ удался.
Сражение за Петлюру
Суд над Шварцбардом закончился, а сражение за доброе имя Петлюры продолжалось.
Против Петлюры выступили влиятельные силы: 1) русские большевики и ихняя агентура; 2)Некоторые еврейские круги, которые делали из Шварцбарда героя; 3) Русские белогвардейцы (Деникин); 4) Русские либералы (Керенский); 5) Европейские либералы (Ромен Роллан); 6) Некоторые галицкие демократы (Петрушевич).
Борьба была долгой. Она закончилась только в 1936 году. Украинским патриотам удалось невозможное: они доказали миру, что Петлюра никогда не был антисемитом, наоборот, он защищал евреев и выступал против погромов. В условиях хаоса 1918-22 годов это было очень трудно. Несмотря на это, Петлюра расстреливал наиболее активных погромщиков.
— Украинская историография сумела невозможное. Она доказала всему миру правду, — сообщает «Радио Свобода».
Все поняли, что Петлюра был глубоко гуманным человеком, настоящим патриотом и демократом, который отдал жизнь за родину.
Эпилог
В 1991 году Украина обрела независимость. Тогда во всеуслышание было сказано, что Петлюра герой! После оранжевой и особенно после революции достоинства улицы Петлюры появились по всей Украине: в Киеве, в Днепре, В Харькове, во Львове, в Виннице и т.д. Петлюре ставят памятники, о нём пишут книги, снимают фильмы.
Сегодня Украина воюет за свою независимость. Сквозь годы до сегодняшнего поколения как будто доносятся слова Петлюры, сказанные в далёком 1926 году:
— Меня убить невозможно! Я бессмертен...
Ника Тевзадзе
Доктор истории, член союза писателей Грузии
Comments
Post a Comment