Роман Шухевич — железный генерал





К 1947 году в Восточной Европе укрепились пророссийские коммунистические режимы. К этому времени относится договор между Польшей, Чехословакией и Румынией о совместной борьбе против УПА. Войска госбезопасности этих стран вместе с советскими выступили против УПА. Таким образом, бандеровцы оказались полностью отрезанными от Запада. Было ясно, что не о какой помощи уже не могло идти речи. В этих условиях командование УПА выпустило манифест. В нём говорится, что в создавшемся положении части УПА перебрасываются на запад, хотя те, кто хотел остаться в Украине, могли остаться.

— Я мог уйти за кордон, но остаюсь в Украине вместе с моими солдатами, — говорится в обращении Шухевича.

Почему Шухевич поехал в Одессу

Шухевич


В 1946-47 годах, по приказу Шухевича, те части УПА, которые изъявили желание уйти за кордон, были переброшены на запад. Среди них были и национальные части УПА (грузины, армяне, азербайджанцы, туркестанцы), которые воевали вместе с бандеровцами. Оставшиеся части УПА были реорганизованы. Борьба приняла чисто партизанский характер. Большие части реорганизовались в маленькие партизанские группы.

Роман Шухевич остался в Украине. Он вместе со своими солдатами разделил всю тяжесть борьбы. По свидетельству очевидцев, Шухевич сам непосредственно выходил на позиции, принимал участие в стычках и т.д. Он не был командиром вождистского типа! Никогда на них не кричал. А когда враг особенно наседал, приходил к солдатам и прямо говорил: сыночки, держитесь! Я понимаю, что очень трудно, но держитесь!

- И солдаты его слушались, ибо видели, что командир вместе с ними разделяет все тяготы партизанской жизни! — вспоминает один из руководителей УПА Кук, который в последствии возглавил УПА

По свидетельству очевидцев, Шухевич не только непосредственно участвовал в стычках, но и сам допрашивал пленных, следил, чтоб их не пытали и не били.

— У нас никогда не будет так, как у Москалей! — говорил Шухевич.

Генерал сам чистил картофель, жил в своём бункере в лесу. Никакой специальной кухни для себя не требовал и не имел. В общении с солдатами он был прост, никогда не терял спокойствия и даже шутил.

— Учреждаю специальный приз: бутылка горилки тому, кто расскажет самый лучший анекдот!

Это успокаивало бойцов, и они шли в неравный бой с врагом.

Однако здоровье Шухевича пошатнулось. Обострился ревматизм, пошаливало сердце, всё чаще болела голова, были проблемы и с лёгкими. Он нуждался в перемене образа жизни. Врачи настойчиво советовали ему уйти за кордон. Шухевич ответил:

— Ни в коем случае!

— Тогда съездите в Одессу! Достанем вам фальшивые документы! Никакой чекист не докопается!

— Хорошо.

Шухевич начал готовиться к поездке в Одессу.


Одесские каникулы


Санаторий, где жил Шухевич

В первые приехала в Одессу связная Шухевича Галина Дыдык. Было это летом 1947 года. Она детально разведала всё, что происходит в Одессе и убедилась, что командиру здесь ничего не грозит. Члены ОУН изготовили для Шухевича и Дыдык фальшивые документы, согласно которым они были учителями из Галичины. После этого Шухевич вместе со своим связным прибыл в Одессу. Стоял 1948 год.

Командир УПА и его связная поселились в санатории Лермонтовская. Для этого бандеровцы достали обоим путёвки. Оба имели фальшивые документы на имя учителей из Галичины Хомяка и Полевого. В Одессе командир УПА хорошо отдохнул, прошёл курс лечение и вернулся на Украину что бы продолжить воевать с врагом.

Пребывание в Одессе было рискованным, т.к. в паспорте Шухевича была наклеена его собственная фотография, самого разыскиваемого в то время человека в СССР. Несмотря на это, МГБ ни о чём не догадалось, хотя командир УПА и его связная не вели затворнический образ жизни. Они часто гуляли по центру Одессы, фотографировались, посещали театры, музеи, то есть жили как живут образованные, интеллигентные люди. По свидетельству Кука, Дыдык немного нервничала и требовала проявить осторожность. Шухевич смеялся:

— Попадается тот, кто прячется!

Он настоял, что они с Дыдык ходили в театры, в кино, гуляли по городу, или загорали на пляже. Оба были готовы к наихудшему сценарию. У них с собой были не только револьверы и гранаты, но и ампулы с цианистым калием.

— В случае опасности дадим бой! — сказал однажды Шухевич.

— И что это даст? — горько улыбнулась Дыдык.

— Живыми они нас не возьмут! 

Шухевич прошёл курс лечения, однако врачи сказали, что курс надо повторить, так что Шухевич должен был приехать в город снова.

— Может не стоит? — сомневалась Дыдык.

— Я думаю о другом, — ответил Шухевич. — Как на Одесщине и вообще на юге Украины усилить подпольные структуры ОУН?

Дыдык молчала.

— Так мы сюда опять приедем? — У женщины дрогнул голос.

— Конечно! — Шухевич улыбнулся.


Дыдык и Шухевич в Одессе. Кадр из фильма “Непокорный”

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Чекист Судоплатов в своих мемуарах пишет, что МГБ действительно не знало о пребывании Шухевича в Одессе. Это закономерно, ибо чекисты так и не узнали о существовании Украинского подполья в Одессе. Оно было очень малочисленным, но превосходно организованным и законспирированным. Ни один из членов этой группы не попал в лапы МГБ.

— Мы искали Шухевича подо Львовом, а он в то время отдыхал в санатории в Одессе, — пишет в своих мемуарах Судоплатов.

Через год Шухевич вновь приехал в Одессу. Его опять сопровождала Галина Дыдык. Они с Шухевичем поселились в селе не далеко от Одессы. Сейчас это село уже часть города. 

— Шухевич и Дыдык поселились в доме местного бригадира, — вспоминает Кук.

Командир УПА и его связная жили прежней жизнью интеллигентов, гуляли по городу, ходили в кино- театры, в местном драмтеатре посмотрели «Анну Каренину». Они хорошо отдохнули и вернулись на Украину, чтобы продолжить войну с Москалями.


Убийство Ярослава Галана


Ярослав Галан

На протяжении многих лет в СССР тщательно скрывался факт пребывания Шухевича в Одессе. Во-первых, то, что командир УПА спокойно гулял по Одессе, разрушал миф о всесильности советских спецслужб. Во-вторых, тот факт, что Шухевич спокойно гулял по Одессе, свидетельствует о том, что ОУН существовала не только на западной, но и по всей Украине.

Сегодня уже доказано, что о пребывания Шухевича в Одессе долгое время не знал никто. Даже сам Берия об этом узнал в 1950 году. Лаврентий Павлович обо всём доложил Сталину. 

О борьбе между Берией и Авакумовым написано много. Эта борьба началась с того дня, как военная контрразведка (Смерш) была выведена из НКВД и подчинена наркомату обороны. Так как наркомом обороны был Сталин, то Абакумов стал его заместителем. Он сразу начал интриги против своего бывшего шефа Берии, на которого давно имел зуб. Это была настоящая борьба без правил, где Сталин был судьёй. Она многим людям стоила жизни.

Как известно, Сталин после войны готовил новые массовые репрессии. Авакумов всеми силами стремился использовать это и покончить с Берией. Лаврентий Павлович это знал и готовил контрудар. Именно Берия инспирировал дело врачей. Сталин, который всегда отличался параноидальной подозрительностью, на старости лет потерял всякий контроль. Он не только поверил, что врачи хотели его убить, но ему уже везде мерещились шпионы и заговорщики. Берия осторожно и мастерски подыгрывал ему. Он внушил старому, больному диктатору, что враги находятся везде, в том числе и в МГБ, что Авакумов готовит против него заговор. Берия заметил, что Сталин начинает ему верить. В это время на столе диктатора оказались фотографии, на которых был изображён гуляющий по Одессе Шухевич. Как Берия и рассчитывал, Сталин пришёл в ярость.

— Ротозей этот Авакумов! А может это не ротозейство, а злой умысел?!

Присутствующие замолчали. У Сталина от гнева горели глаза. Берия не скрывал радости. Его выстрел попал в “Яблочко”. Гнев Сталина обрушился только на Авакумова. Сталин не заметил, что и Берия тоже прошляпил Шухевича.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Возвратившись на Львовщину, Шухевич вновь возглавил борьбу против захватчиков. Тут разыгрались события, которые не разгаданы до сих пор.

Западную Украину захватила волна террора. Убивают Митрополита Костельника, который разорвал унию с Ватиканом. Под Перемышлем попадает в засаду УПА и гибнет министр обороны коммунистической Польши генерал Сверчевский. Во Львове совершается покушение на депутата верховного совета Украины Пелехатого, на академика Возняка. Всесоюзный резонанс имело убийство писателя Ярослава Галана.


Ника Тевзадзе

Доктор исторических наук, член союза писателей Грузии.

Продолжение следует


Comments

Popular posts from this blog

Роман Шухевич-Железный генерал

Крах агента ”Козыря”

Мой друг Георгий Гонгадзе (продолжение)