Человек, которого нельзя забыть



Подготовка конференции ведётся в кулуарах. Так было и с Тбилисской конференцией «Объединение, независимость и демократия». Лупинос развернул титаническую роботу. Важа Мтавришвили ему активно помогал. Они добились поддержки лидера организации Святого Ильи праведного Гурама Гогбаидзе. Большинство грузинских политиков на вопрос, присоединятся ли они к АБН, дали уклончивый ответ. Мне стало ясно, что они к АБН не присоединятся. Неясной была позиция Лиги «Свободы Литвы». Они воздерживались от ответа присоединятся или нет к АБН.

Робота конференции проходила бурно. Впечатляющим было выступление Василия Барладяну, который кратко ознакомил присутствующих с историей АБН. Однако Барладяну затмил Анатолий Лупинос. Его выступление было не только эмоциональным, но и деловым. Лупинос прочёл гимн АБН:

Насильем жестоким республик свободу

Злодейски забрала Советская Русь.

Но будет разрушенный силой народов 

Наследник царизма Советский Союз!

Присутствующие встали. Раздались бурные, продолжительные аплодисменты. Растроганный представитель “Лиги Свободы Литвы” сказал, что его организация вступит в АБН. Эффект выступления Лупиноса был огромным. Несмотря на это, многие грузинские политики, присутствовавшие на конференции, сохраняли выжидательную позицию.

— Я всецело поддерживаю позицию господина Лупиноса, но не имею полномочий, чтобы присоединиться к АБН, — сказал представитель НДП Ираклий Кадагишвили.

Конференция закончила роботу, но события продолжали развиваться.

 


>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

В тот же вечер членов украинской делегации Панкевича, Лупиноса и Микольского задержали сотрудники грузинского КГБ. Задержанных отвели в здание парламента Грузии, где с ними встретился председатель парламентской комиссии по образованию Темур Коридзе. Он сказал, что Звиад Гамсахурдия хочет увидеться с членами украинской делегации, которые приехали в Тбилиси восстановить АБН.

— Мы готовы создать антиимперский блок на Кавказе! У нас есть контакты с Азербайджаном и с Северным Кавказом, — сказал Коридзе.

Украинская делегация оживилась. Коридзе продолжал:

— Кто из вас Лупинос?

— Я, — ответил Анатолий Иванович.

—  Звиад Гамсахурдия хочет с вами встретиться отдельно!

— Спасибо! — Лупинос вздохнул. — Но сегодня мы гости национального конгресса и считаю некорректным встречаться с противником конгресса.

Об этом разговоре мне в тот же вечер подробно рассказал сам Лупинос.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Спустя два месяца в Киеве состоялась конференция Порабощённых Народов СССР. Присутствовали как члены УМА, так и представители Лиги Граждан Грузии Важа Мтавришвили и его тогдашняя жена Манана; присутствовали также представители общества Святого Ильи праведного и Лиги Свободы Литвы. Была принята декларация о воссоздании АБН на оккупированных территориях. Об этом заявил последний командир УПА Василь Кук, который так же присутствовал на конференции АБН-ОТ (так называлась воссозданная организация).

Лупинос принял активное участие в воссоздании АБН. Его темпераментное выступление в Тбилиси многим понравилось. К сожалению, воссоздание АБН имело скорее символическое значение, но это тема совсем другой статьи.


Василь Кук

Спасти Лупиноса!

Национально-освободительное движение на территории СССР ширилось. Украина потихоньку забирала пальму первенства у Прибалтики и Грузии. Душой этого движения был Анатолий Лупинос.

— На митингах он собирал пол Киева, — говорил один из лидеров УМА Виктор Мельник.

30 июня 1991 года во Львове публично отметили день восстановления независимости Украины. Как известно, именно 30 июня 1941 года сторонники Бандеры во Львове объявили о восстановлении независимости Украины. К сожалению, украинское правительство, созданное в этот день, просуществовало всего 48 часов. Нацисты его разогнали. Этот факт послужил толчком для начала вооружённой борьбы ОУН как против гитлеровцев, так и против СССР. 30 июня 1991 года отмечалось широко. Во Львове был огромный митинг. Приехала и Слава Стецько, вдова Ярослава Стецько, одного из организаторов акта о восстановлении независимости Украины. Слава Стецько тогда возглавляла ОУН.

Анатолий Лупинос специально позвонил мне и попросил 30 июня быть во Львове. Гораздо категоричнее был Виктор Мельник:

— Ты просто обязан быть во Львове!

Я согласился.

Во Львов я поехал вместе с Мтавришвили и его тогдашней женой. В аэропорту нас встретил Лупинос. Он поселил нас в гостинице «Львов» и лично представил нас пани Славе. Наверное, про меня она имела какую-то информацию, потому что спросила:

— Вы получаете «Шлях перемог»? — 

— Да.

— Откуда знаете Украинский язык и историю? Жили в Украине?

— Нет.

— Так откуда знаете?

— Это долгая история! Давайте в другой раз.

—  Не боитесь неприятностей? В СССР готовится переворот. Начнутся репрессии.

— Я ничего не боюсь! — отвечаю. — Страх — омерзительное чувство.

— Вот как? — Пани Слава удивлённо посмотрела на меня. — Когда вы переходите улицу, не боитесь попасть под автомобиль?

— Осторожность это одно, страх совершенно другое. 

— Какая разница между ними?

— Страх — это когда человек, чтобы спасти сою шкуру, клевещет на другого! Недаром говорил Гиммлер: Труд из обезьяны сделал человека, а страх из человека делает обезьяну!

— Правильные слова! — Пани Слава улыбнулась. — Но простите, не понимаю, что вы этим хотите сказать?

— Допустим, меня задержала милиция, отвела в отделение и поставила ультиматум: напишите, что пан Анатолий Лупинос убил человека! Не напишите?! Тогда живым отсюда не выйдете! Если я испугаюсь и начну клеветать на Лупиноса, то я из человека превращусь в обезьяну! Надеюсь, ясно выразился?

— Вполне! — Слава Стецько задумалась. —  Вы не будете клеветать на Лупиноса даже тогда, когда вашей жизни будет угрожать смертельная опасность?

— Я не на кого не буду клеветать.

— Свежо предание, да верится с трудом! — Слава Стецько покачала головой. —  Хорошо, оставим это! Будущее покажет, кто есть кто!


Cлава Стецько

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Празднование 30 июня закончилось. После митинга Лупинос пригласил нас в ресторан. Это было трогательно. Я знал, какие финансовые затруднения он испытывает. Пригласить четыре человека в ресторан, это даже тогда было не шуткой.

— Анатолий Иваныч! — говорю тихо. — У меня есть деньги и…

— Разговорчики! — перебил Лупинос. — Сегодня ты мой гость!

В ресторан пошли я, Лупинос, Важа, его жена, а также Мельник и Корчинский. Тамадой был Лупинос. Он оказался остроумным тамадой и прекрасно справлялся со своей ролью. Я не пил и не произносил тостов, просто поднимал стакан и ставил.

— Ты действительно не пьёшь? — Спросил Корчинский.

— Да.

— Никогда не был пьян?

— Нет.

— На кого работаешь?

— Дмитро, хватит! — Закричал Лупинос. — Оставь человека!

— На кого бы он ни работал, приносит пользу, а это главное! — Вмешался Мельник.

Я пропустил это замечание мимо ушей.

За столом люди легко сходятся. Лупинос после этого застолья стал нам как родной.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Обстановка в Украине накалялась. Под давлением протестов Украинский парламент, где тогда преобладали коммунисты, перенёс время подписания союзного договора. Было ясно, что Москва не оставит это без последствий. Арест депутата Хмары был лишь первым шагом. В Украине назревали репрессии.

Начались репрессии. Был арестован и Лупинос. Я немедленно доложил Важе о случившемся. Он внимательно меня выслушал и когда я закончил, сказал:

— Мы просто обязаны ему помочь!

— Как же мы ему поможем? — я горько улыбнулся. –На приступ что ли тюрьму возьмём?!

— Для начала организуем компании в грузинской прессе! У тебя же есть связь с газетами?

— Да.

— Вот и карты в руки! Приступай!

— Я не умею играть ни в карты, ни в шахматы и даже в домино.

— Ладно, не цепляйся к словам!

— Компанию организовать можно, —я улыбнулся — но только это не поможет.

— Вторым шагом будут совместные акции в поддержку Лупиноса!  — Продолжал Важа — Акции пройдут в Тбилиси, в Киеве и в Вильнюсе одновременно!

— Это можно!

— Затем последует акция в Москве на Красной площади! В ней примут участие Лига Граждан Грузии, УМА и литовцы.

— Этот вопрос надо согласовать с руководством УМА и с литовцами.

— Вот и согласуй! Слетай в Киев, потом в Вильнюс и договорись! –Голос Важи звучал твёрдо. — Бабки есть? 

 — У меня неплохая зарплата, да и гонорары из газет текут регулярно.

— Но лишнее не помешает? —Важа сделал паузу. —  Я дам тебе денег и в путь! Ладно?

Ника Тевзадзе

Доктор исторических наук, член союза писателей Грузии

Продолжение следует


Comments

Popular posts from this blog

Роман Шухевич-Железный генерал

Крах агента ”Козыря”

Мой друг Георгий Гонгадзе (продолжение)