Лаврентий Берия и его крах



Предатели своей смертью не умирают. — Иван Вазов 

Наступил июнь 1941 года.

До начала советско-немецкой войны оставались считанные дни. Берия как профессионал, чувствовал, что война надвигается. Однако Лаврентий Павлович был не только профессионалом, но и опытным советским выживальцем. Он прекрасно знал, что в Советском союзе с начальством не спорят. За это можно лишится места, а если твой начальник Сталин, то и головы. К тому времени Лаврентий Павлович уже не имел отношения к органам госбезопасности. НКГБ (Наркомат государственной безопасности) возглавлял его бывший первый зам, Меркулов. Берия уже не был его непосредственным начальником, однако Меркулов делал всё, чтобы сохранить с ним хорошие отношения. Берия знал всё, что творится в НКГБ. Он охотно помогал Меркулову, когда тот обращался к нему за помощью. Меркулов, со своей стороны, делал всё, чтобы сохранить с Лаврентием Павловичем приятельские отношения. В результате между ними сохранились добрые отношения, если между чекистами возможна дружба.


Берия

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> 

Болгарский исследователь Тодор Кондов пишет о визите Меркулова к Берии. Шеф НКГБ попросил Берия о помощи. Лаврентий Павлович нахмурился, так как понял, зачем пришёл Меркулов.

— В чём дело? — Сухо спросил Берия.

Меркулов ответил, что пришло новое сообщение о том, что Германия готовится напасть на СССР и попросил Берию помочь.

— Опять Зорге? — Берия улыбнулся.

— На сей раз информация исходит от одного болгарина. 

— Чем же я могу помочь? — Гневно спросил Лаврентий Павлович.

— Доложите Сталину об этом.

— Ты шеф НКГБ, ты и докладывай! — отрезал Берия.

Меркулов ответил, что война вот-вот начнётся. Сталин об этом не хочет слушать. За случившееся отвечать ему, как шефу НКГБ.

— Кто этот болгарин, который сообщил столь интересную информацию? — спросил Берия.

—  Его агентурная кличка Боевой.

— Принеси досье на этого Боевого! —  резко ответил Лаврентий Павлович. –Там посмотрим.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Берия лично ознакомился с досье. Он несколько раз прервал чтение и задумался.

Александр Пеев родился в богатой семье. Окончил гимназию, потом университет в Брюсселе и стал доктором права. Несмотря на это, он участвовал в балканской, потом в первой мировой войне. В молодости был под влиянием Димитрия Благоева и вступил в партию тесняков (Болгарская Рабочая партия Тесных Социалистов). В 1919 году на базе тесняков была создана БКП (Болгарская Коммунистическая Партия) и Пеев автоматически оказался в её рядах. Более того, как члена БКП его даже избрали в парламент. После коммунистического путча 1923 года Пеев демонстративно выходит из партии. Более того, он осуждает коммунистов за терроризм и насилие. Как известно, помимо сентябрьского путча, в 1925 году коммунисты с помощью российской разведки взорвали собор, главную христианскую святыню болгар, Собор Святой Недели в Софии. Письмо Пеева было опубликовано в болгарской прессе. Он писал:

— Болгарская коммунистическая партия превратилась в опасную секту и каждый честный член партии порывает с ней!

Пеев был не одинок. Основатель партии тесняков Благоев писал:

— В болгарской коммунистической партии взяла верх группа молодчиков с вождистскими замашками, которые связались с иностранными разведками и устраивают мятежи, террористические акты, взрывы!

Пеев отходит от политики и становится адвокатом и археологом-любителем. Как адвокат, он пользовался особой популярностью среди военных.

— С Пеевым взятками и всякими делишками были связаны многие болгарские генералы и полковники! — пишет Слав Христо Караславов.

По свидетельству болгарского историка Надева, Пеев был связан как с болгарской военной разведкой, так и с Английской и Французской разведкой. В 1938 году он установил контакт с Абвером. В 1939 году посетил СССР и связался с ГРУ. Ему дали кличку Боевой. В 1940 году он связался с НКВД, которое в феврале 1941 года было переименовано в НКГБ.

— Интересный тип! — Берия задумался. 


Пеев (Боевой)

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

В беседе с Меркуловым Берия прямо сказал, что Пеев ловкий международный авантюрист. Он сам предложил как ГРУ так и НКВД сотрудничество. 

— Получается, Пеев инициатор, а мы инициаторам отказываем. Почему не отказали Боевому?

— Пеев действительно обладает уникальной информацией.

— Установили, кто стоит за Боевым?

— Судья по всему, теперешний премьер Болгарии Богдан Филов, — почти прошептал Меркулов

— Почему вы так думаете?

— Пеев школьный товарищ Филова. Во-вторых Боевой, используя свои связи, способствовал карьерному росту Филова. Именно благодаря ему он стал министром, потом премьер-министром. Новый премьер со своей стороны устроил поездку Пеева в Москву, что закончилось вербовкой Боевого агентами ГРУ, потом нами. Именно по его протекции Филов направил двоюродного брата Боевого Янко на дипломатическую роботу в Токио.

— Янко знает о шпионской деятельности Пеева?

— Янко Панайотов Пеев член агентурной сети боевого, — Меркуров сделал паузу. — Эта сеть проникла в болгарский генштаб, в правительство и даже во дворец. У Боевого есть агенты в окружении царя Бориса.

— И что сообщает Пеев?

— Боевой сообщил, что немцы нападут на СССР 22 июня сего года.

— Гм! — Берия задумался. — Что же ты от меня хочешь?

— Доложите об этом Сталину.

— Ты нарком безопасности, вот и докладывай!

— Хорошо, но если Вы со своей стороны меня поддержите…

— Сегодня я лишь начальник НКВД и больше ничего, — Берия покачал головой. — Так что я ничем не могу помочь…


>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Немецкие войска размещались на границе с СССР. Как опытный профессионал, Берия понимал, что нападения Гитлера на СССР следует ожидать со дня на день. Об этом докладывали в Москву не только Зорге или Пеев, но и многие агенты работавшие за границей. 

Берия отказал Меркулову, так как знал, что Сталин не хочет ничего слышать о нападении нацистов на СССР. Лаврентий Павлович считал, что Сталин отреагирует на его доклад болезненно. Однако Берия не сомневался, что Гитлер обязательно нападёт на СССР. Может это случится не 22 июня, а чуть позже, но войны не избежать и она обязательно начнётся летом 1941-го года.

— Как же быть? Как только начнётся война, Сталин с меня спросит. Он скажет: Ты с 1938-го года возглавлял НКВД, почему не доложил, что война надвигается?

Берия всё более мрачнел.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

По словам Кирилла Столярова на встрече со Сталиным Берия как бы случайно обронил слово о визите Меркулова. Сталин не рассердился, только поинтересовался, от кого исходит информация.

— Опять Зорге?

— Нет, на сей раз это Пеев. Болгарин работает на ГРУ и на нас.

— А на кого ещё? — Сталин улыбнулся.

— Пеев связан с англичанами, французами, с Абвером и Болгарской военной разведкой. За ним стоит премьер-министр Болгарии Богдан Филов. Он учился с Пеевым в гимназии. 

— Видать, этот Пеев работает с размахом! — Сталин покачал головой.

Филов великий учёный-историк, но не политик. Это Пеев помог ему сделать карьеру.

— Филов покровительствует Боевому? Почему?

— Судя по всему, Филов хочет создать неофициальный канал связи с нами.

— Думаю, с Боевым надо продолжать контакты, хотя его информации надо тщательно проверить, — Сталин закурил трубку. — Доверять боевому нельзя, так как запросто может подсунуть липу, как подсунул нам дело о готовившемся нападении на СССР.

Берия молчал.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

По свидетельству Надева, этот разговор происходил 18 июня 1941 года. 22 июня немецкие вооружённые силы атаковали Советскую государственную границу по всему периметру.

Началась Советско-Германская война.


22 июня 1941 года

Лихолетье

Как свидетельствуют историки и многие очевидцы, Сталин в первые месяцы войны впал в прострацию. Он заперся на своей даче и повторял:

— Ваи дедаса! (Ой, мама!)

По свидетельству Павла Судоплатова, Берия не растерялся. Он был бодр и полон энергии.

— Надо продержаться хотя бы месяц! Потом всё будет нормально!

По приказу Сталина, НКГБ снова слили с НКВД. Во главе объединённой структуры встал опять Берия. В задачу НКВД входило:

1) Организация разведки; 

2) Организация контрразведки;

3) Организация партизанского движения на оккупированных территориях;

4) Борьба с диверсионно-террористической деятельностью немецких спецслужб.

Берия развернул энергичную деятельность.

Когда два диктатора потрясены...


Сталин — и Гитлер

30 июня 1941 года немецкая Армия заняла Львов. Население встретило их радушно. Звонили церковные колокола. Люди обнимали немецких солдат как родных. Им как освободителям преподнесли хлеб-соль. На улицах реяли сине–жёлтые флаги. Не было ни одного немецкого флага. Никто не держал портрет Гитлера, хотя портрет Бандеры был у всех.

— Хай живе самостийная Украина!

— Смерть Москалям! Смерть коммунистам!

— Москаляку на гиляку!

В тот же день во Львове на площади рынок состоялись национальные сборы. На нём выступил друг и соратник Бандеры Ярослав Стецко:

— От имени Организации Украинских Националистов и её вождя Степана Бандеры, объявляю о восстановлении независимой Украинской державы!

Люди, собравшиеся на площади рынок, упали на колени. Голос самого Стецко дрожал. Он несколько раз прервал речь чтобы отдышатся.


Ярослав Стецько-30 Июня 1941 года

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Весть о восстановлении независимости Украины мгновенно облетела всю страну. Люди падали на колени, обнимались и целовались. Мобилизованные в красную Армию украинцы начали массово сдаваться в плен. Луи де Йонг, описывая эти дни, пишет:

— Немецкая армия продвигалась вперёд, занимая Украинские города и сёла. Население встречало их как освободителей! Немцам преподносили хлеб-соль, а Гитлеровских солдат целовали как родных!

Вермахт быстро продвигался по Украине.



Площадь рынок во Львове, где 30 июня 1941 года провозгласили восстановление независимости Украины.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Берия, как шеф НКВД, тут же узнал об объявлении независимости Украины и создании временного правительства. Потрясённый Лаврентий Павлович вызвал Судоплатова.

— В чём дело, Павел Анатольевич? Получается, что немцы хотят признать независимость Украины?

— Не знаю! — выдавил Судоплатов.

— Какова реакция Гитлеровских властей на Львовские события?

Судоплатов молчал.

— Так узнайте! — заорал Берия. — А теперь, пошёл вон!

Судоплатов вышел.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Сталин вызвал шефа НКВД. Диктатор был подавлен и расстроен:

— Получается, что немцы взяли курс на создание независимой Украины?

— Реакции Берлина на Львовские события пока нет, — ответил Берия.

— Что можете сказать? — голос Сталина дрожал.

— Вермахт с триумфом продвигается по Украине! Население встречает их как освободителей, с хлебом-солью! Солдаты — украинцы начали разбегаться по домам! Есть случаи, когда они стреляют в спину своим же командирам и комиссарам. Это не удивительно, так как на Украине много всяких там кулаков и прочих врагов народа!

— Всё-таки на такой акт, как провозглашение независимости, никто не пошёл бы без одобрения Гитлера! — голос Сталина дрожал.

— Ваи дедаса (Ой мама, Н.Т.).

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

По свидетельству немецкого историка Типелькирха, Гитлер был в ярости. Он стучал кулаком по столу и орал:

— Кто посмел объявить о независимости Украины?! Я вас спрашиваю, кто посмел?!

Акт о независимости объявила Организация Украинских националистов во главе со Степаном Бандерой. Это радикальная группа, которую даже сами националисты называют экстремистами. Решение о восстановлении независимости они приняли сами, ни с кем ничего не согласовав.

— Немедленно пошлите в Лемберг (так немцы именовали Львов — Н.Т.) и накажите этих хулиганов! — орал Гитлер. — Накажите со всей строгости военного времени, чтобы другим неповадно было!

В тот же день айнзацкоманду отправили во Львов.


Глупый враг подарок судьбы…


Айнзацкоманда за работой 


Прибывшая во Львов айнзацкоманда арестовала всё украинское правительство вместе с премьером Стецко. Только министру внутренних дел Миколе Лебедю удалось бежать. Позже он возглавил борьбу против немецких и советских оккупантов.

В Кракове гестапо арестовывает Степана Бандеру. Нацисты требуют отмены акта о независимости. Бандера на это ответил:

— Акт не будет отменён!

Нацисты бросили Бандеру в концлагерь Заксенхаузен. Вскоре туда попало всё правительство 30 июня, во главе с Ярославом Стецько.

— Несмотря на арест, руководства, ОУН продолжало формировать структуру по всей Украине, — пишет Петро Мырчук.

В ответ гитлеровцы начали массовые репрессии против украинских националистов. Как свидетельствует украинский историк Владимирович, в течение месяца число арестованных бандеровцев достигло 20.000. Многие активисты ОУН закончили свою жизнь в гитлеровских лагерях. В Миргороде был повешен Мыкола Лемик, тот самый, который в 1933 году во Львове убил советского дипломата и чекиста Майлова. В Кривом-роге закончили свою жизнь Анна Максимец, Сергей Шерстюк и поэт Пронченко. В Львовском Гестапо был замучен видный бандеровец Иван — Климив (Легенда). В Киеве в стычке с гестаповцами был убит Дмитро Мирон (Орлик). В Освенциме нацисты сожгли заживо двоих братьев Степана Бандеры Василья и Александра. Репрессии немцев против ОУН приняли массовый характер.

О нацистском терроре против бандеровцев свидетельствуют и некоторые советские источники. Известный партизанский командир, кадровый чекист Петро Вершигора в первой редакции своей книги “Люди с чистой совестью “пишет, что украинское национальное движение не только пользовалось анти-немецкими лозунгами, но было отчётливо антинемецким. Другой советский автор, член террористическо-чекистской банды Дмитрия Медведева, Микола Гнедюк, в своей книге “Прыжок в легенду” описывает, как переодетые в немецкую форму медведевцы грабили крестьян. У последних это не вызвало удивления, так как немцы грабили и притесняли украинцев так же, как большевики. 

О сущности нацизма говорят сами гитлеровские главари. Так министр пропаганды Геббельс в своём дневнике писал:

— Идиотизм проливать хотя бы каплю немецкой крови для того, чтобы кого-то освободить! Мы не для этого пришли в эту страну. Украина должна дать нам то, что нужно Германии, в частности она должна дать нам продукты, тёплую одежду для наших солдат, красивых девочек для наших борделей. Кто думает иначе, тот сформулировал своё мировоззрение в каких-то интеллигентских клубах, а не в нашей партии!

Исходя из такой хищнической морали, понятно, почему немцы разогнали правительство Стецко и начали массовые репрессии против бандеровцев. Гитлеровцы с помощью насилия пытались подавить Украинское освободительное движение. В ответ Бандеровцы перешли в подполье и начали вооружённую борьбу против главного зла двадцатого века гитлеровского рейха и советского союза.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>


Амбразявичус

Арест правительства Стецько не был случайным. 

Гитлер категорически отказался восстановить независимые государства на всей оккупированной территории СССР. Фюрер резко враждебно относился к подобным актам. Он жестоко наказывал всех патриотов, которые хотели восстановление независимости, хотя до таких конфликтов, которые имели место в Украине, дело не дошло.

В Каунасе было разогнано правительство Амбразявичуса, которое объявило о восстановлении независимости Литвы. Правительство было разогнано, а сам Амбразявичус -- арестован, но впоследствии освобождён. Экс-премьер перешёл на нелегальное положение. После войны он перебрался на запад и умер в эмиграции. Амбразявичус автор мемуаров под названием “Совсем одни.”

— Действительно Литва была совсем одна против советского союза и Гитлеровского рейха, — пишет Витаутас Ландсбергис

Немцы не захотели восстанавливать независимую Литву. Более того, литовцам отказали в создании литовского легиона (в 1941 году), который был бы в составе немецкой армии. Разъярённые литовские патриоты хотели развернуть партизанскую войну против немцев, но в последний момент отказались.

— Антигитлеровское восстание спровоцировало бы геноцид литовцев, — пишет газета «Возрождение».

Несмотря на массовое недовольство политикой гитлеровцев, в Литве не развилось советское партизанское движение. Советская оккупация вызвала настоящую ярость местного населения. Советских партизан, которых самолётами перебрасывали в Литву, ловило само местное население и расправлялось с ними судом Линча.

В Латвии и в Эстонии местные патриоты так же пытались восстановить независимость, однако им было отказано. Латыши и эстонцы подчинились. Там не было таких кровавых эксцессов, как в Украине. Латыши и Эстонцы были вынуждены подчиниться Гитлеровцам, которые позволили им иметь своё, достаточно расширенное самоуправление, пользоваться национальным флагом, иметь свою прессу и т.д.

— Гитлер не сделал для нас ничего хорошего, однако ясно и то, что вооружённое сопротивление нацистам привело бы к геноциду нашего народа! Вот поэтому мы и подчинились, — пишет латышский историк Струнг.

Аналогичными мотивами пользовались и Эстонцы. Они на время удовлетворились тем, что Гитлеровцы не проводили на оккупированной Эстонии массовые репрессии. Зато и латыши и эстонцы делали всё, чтобы в их республике не было советского партизанского движения.

Белорусам так же было отказано в восстановлении независимости. Здесь немцы посадили своего гауляйтера Вильгельма Кубе. Он позволил белорусам создать национальную самопомощь (нечто вроде автономии). Вместе с этим Гитлеровцы жёстко преследовали не только коммунистов и евреев, но и белорусских патриотов, тех, которые пытались восстановить независимость Белорусии.

— Среди нас возникла идея развернуть партизанскую войну как против немцев, так и против большевиков. После долгого раздумья мы пришли к выводу, что это ничего не даст, наоборот, спровоцирует геноцид белорусов, — пишет известный поэт и участник белорусского освободительного движения Лариса Гениуш.

Такова была национальная политика гитлеровцев на оккупированных территориях СССР.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Берия при помощи своей агентуры внимательно наблюдал за всем, что творится в Украине, в Прибалтике, в Белорусии. Лаврентий Павлович был рад: Гитлер не захотел поддержать идею восстановления независимости Украины. Он разогнал правительство во Львове, арестовал Степана Бандеру и начал массовые репрессии против украинских националистов. 

Берия обо всём подробно доложил Сталину. Диктатор при подчинённых редко улыбался, но теперь не мог сдержатся:

— Знаешь, Лаврентий, глупый враг — это подарок судьбы! — сказал Сталин


Ника Тевзадзе

Доктор исторических наук, член союза писателей Грузии.

Продолжение следует


Comments

Popular posts from this blog

Роман Шухевич-Железный генерал

Крах агента ”Козыря”

Мой друг Георгий Гонгадзе (продолжение)