Лаврентий Берия и его крах
Предатели своей смертью не умирают. — Иван Вазов
Наступил июнь 1941 года.
До начала советско-немецкой войны оставались считанные дни. Берия как профессионал, чувствовал, что война надвигается. Однако Лаврентий Павлович был не только профессионалом, но и опытным советским выживальцем. Он прекрасно знал, что в Советском союзе с начальством не спорят. За это можно лишится места, а если твой начальник Сталин, то и головы. К тому времени Лаврентий Павлович уже не имел отношения к органам госбезопасности. НКГБ (Наркомат государственной безопасности) возглавлял его бывший первый зам, Меркулов. Берия уже не был его непосредственным начальником, однако Меркулов делал всё, чтобы сохранить с ним хорошие отношения. Берия знал всё, что творится в НКГБ. Он охотно помогал Меркулову, когда тот обращался к нему за помощью. Меркулов, со своей стороны, делал всё, чтобы сохранить с Лаврентием Павловичем приятельские отношения. В результате между ними сохранились добрые отношения, если между чекистами возможна дружба.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Болгарский исследователь Тодор Кондов пишет о визите Меркулова к Берии. Шеф НКГБ попросил Берия о помощи. Лаврентий Павлович нахмурился, так как понял, зачем пришёл Меркулов.
— В чём дело? — Сухо спросил Берия.
Меркулов ответил, что пришло новое сообщение о том, что Германия готовится напасть на СССР и попросил Берию помочь.
— Опять Зорге? — Берия улыбнулся.
— На сей раз информация исходит от одного болгарина.
— Чем же я могу помочь? — Гневно спросил Лаврентий Павлович.
— Доложите Сталину об этом.
— Ты шеф НКГБ, ты и докладывай! — отрезал Берия.
Меркулов ответил, что война вот-вот начнётся. Сталин об этом не хочет слушать. За случившееся отвечать ему, как шефу НКГБ.
— Кто этот болгарин, который сообщил столь интересную информацию? — спросил Берия.
— Его агентурная кличка Боевой.
— Принеси досье на этого Боевого! — резко ответил Лаврентий Павлович. –Там посмотрим.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Берия лично ознакомился с досье. Он несколько раз прервал чтение и задумался.
Александр Пеев родился в богатой семье. Окончил гимназию, потом университет в Брюсселе и стал доктором права. Несмотря на это, он участвовал в балканской, потом в первой мировой войне. В молодости был под влиянием Димитрия Благоева и вступил в партию тесняков (Болгарская Рабочая партия Тесных Социалистов). В 1919 году на базе тесняков была создана БКП (Болгарская Коммунистическая Партия) и Пеев автоматически оказался в её рядах. Более того, как члена БКП его даже избрали в парламент. После коммунистического путча 1923 года Пеев демонстративно выходит из партии. Более того, он осуждает коммунистов за терроризм и насилие. Как известно, помимо сентябрьского путча, в 1925 году коммунисты с помощью российской разведки взорвали собор, главную христианскую святыню болгар, Собор Святой Недели в Софии. Письмо Пеева было опубликовано в болгарской прессе. Он писал:
— Болгарская коммунистическая партия превратилась в опасную секту и каждый честный член партии порывает с ней!
Пеев был не одинок. Основатель партии тесняков Благоев писал:
— В болгарской коммунистической партии взяла верх группа молодчиков с вождистскими замашками, которые связались с иностранными разведками и устраивают мятежи, террористические акты, взрывы!
Пеев отходит от политики и становится адвокатом и археологом-любителем. Как адвокат, он пользовался особой популярностью среди военных.
— С Пеевым взятками и всякими делишками были связаны многие болгарские генералы и полковники! — пишет Слав Христо Караславов.
По свидетельству болгарского историка Надева, Пеев был связан как с болгарской военной разведкой, так и с Английской и Французской разведкой. В 1938 году он установил контакт с Абвером. В 1939 году посетил СССР и связался с ГРУ. Ему дали кличку Боевой. В 1940 году он связался с НКВД, которое в феврале 1941 года было переименовано в НКГБ.
— Интересный тип! — Берия задумался.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
В беседе с Меркуловым Берия прямо сказал, что Пеев ловкий международный авантюрист. Он сам предложил как ГРУ так и НКВД сотрудничество.
— Получается, Пеев инициатор, а мы инициаторам отказываем. Почему не отказали Боевому?
— Пеев действительно обладает уникальной информацией.
— Установили, кто стоит за Боевым?
— Судья по всему, теперешний премьер Болгарии Богдан Филов, — почти прошептал Меркулов
— Почему вы так думаете?
— Пеев школьный товарищ Филова. Во-вторых Боевой, используя свои связи, способствовал карьерному росту Филова. Именно благодаря ему он стал министром, потом премьер-министром. Новый премьер со своей стороны устроил поездку Пеева в Москву, что закончилось вербовкой Боевого агентами ГРУ, потом нами. Именно по его протекции Филов направил двоюродного брата Боевого Янко на дипломатическую роботу в Токио.
— Янко знает о шпионской деятельности Пеева?
— Янко Панайотов Пеев член агентурной сети боевого, — Меркуров сделал паузу. — Эта сеть проникла в болгарский генштаб, в правительство и даже во дворец. У Боевого есть агенты в окружении царя Бориса.
— И что сообщает Пеев?
— Боевой сообщил, что немцы нападут на СССР 22 июня сего года.
— Гм! — Берия задумался. — Что же ты от меня хочешь?
— Доложите об этом Сталину.
— Ты нарком безопасности, вот и докладывай!
— Хорошо, но если Вы со своей стороны меня поддержите…
— Сегодня я лишь начальник НКВД и больше ничего, — Берия покачал головой. — Так что я ничем не могу помочь…
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Немецкие войска размещались на границе с СССР. Как опытный профессионал, Берия понимал, что нападения Гитлера на СССР следует ожидать со дня на день. Об этом докладывали в Москву не только Зорге или Пеев, но и многие агенты работавшие за границей.
Берия отказал Меркулову, так как знал, что Сталин не хочет ничего слышать о нападении нацистов на СССР. Лаврентий Павлович считал, что Сталин отреагирует на его доклад болезненно. Однако Берия не сомневался, что Гитлер обязательно нападёт на СССР. Может это случится не 22 июня, а чуть позже, но войны не избежать и она обязательно начнётся летом 1941-го года.
— Как же быть? Как только начнётся война, Сталин с меня спросит. Он скажет: Ты с 1938-го года возглавлял НКВД, почему не доложил, что война надвигается?
Берия всё более мрачнел.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
По словам Кирилла Столярова на встрече со Сталиным Берия как бы случайно обронил слово о визите Меркулова. Сталин не рассердился, только поинтересовался, от кого исходит информация.
— Опять Зорге?
— Нет, на сей раз это Пеев. Болгарин работает на ГРУ и на нас.
— А на кого ещё? — Сталин улыбнулся.
— Пеев связан с англичанами, французами, с Абвером и Болгарской военной разведкой. За ним стоит премьер-министр Болгарии Богдан Филов. Он учился с Пеевым в гимназии.
— Видать, этот Пеев работает с размахом! — Сталин покачал головой.
Филов великий учёный-историк, но не политик. Это Пеев помог ему сделать карьеру.
— Филов покровительствует Боевому? Почему?
— Судя по всему, Филов хочет создать неофициальный канал связи с нами.
— Думаю, с Боевым надо продолжать контакты, хотя его информации надо тщательно проверить, — Сталин закурил трубку. — Доверять боевому нельзя, так как запросто может подсунуть липу, как подсунул нам дело о готовившемся нападении на СССР.
Берия молчал.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
По свидетельству Надева, этот разговор происходил 18 июня 1941 года. 22 июня немецкие вооружённые силы атаковали Советскую государственную границу по всему периметру.
Началась Советско-Германская война.
Лихолетье
Как свидетельствуют историки и многие очевидцы, Сталин в первые месяцы войны впал в прострацию. Он заперся на своей даче и повторял:
— Ваи дедаса! (Ой, мама!)
По свидетельству Павла Судоплатова, Берия не растерялся. Он был бодр и полон энергии.
— Надо продержаться хотя бы месяц! Потом всё будет нормально!
По приказу Сталина, НКГБ снова слили с НКВД. Во главе объединённой структуры встал опять Берия. В задачу НКВД входило:
1) Организация разведки;
2) Организация контрразведки;
3) Организация партизанского движения на оккупированных территориях;
4) Борьба с диверсионно-террористической деятельностью немецких спецслужб.
Берия развернул энергичную деятельность.
Когда два диктатора потрясены...
30 июня 1941 года немецкая Армия заняла Львов. Население встретило их радушно. Звонили церковные колокола. Люди обнимали немецких солдат как родных. Им как освободителям преподнесли хлеб-соль. На улицах реяли сине–жёлтые флаги. Не было ни одного немецкого флага. Никто не держал портрет Гитлера, хотя портрет Бандеры был у всех.
— Хай живе самостийная Украина!
— Смерть Москалям! Смерть коммунистам!
— Москаляку на гиляку!
В тот же день во Львове на площади рынок состоялись национальные сборы. На нём выступил друг и соратник Бандеры Ярослав Стецко:
— От имени Организации Украинских Националистов и её вождя Степана Бандеры, объявляю о восстановлении независимой Украинской державы!
Люди, собравшиеся на площади рынок, упали на колени. Голос самого Стецко дрожал. Он несколько раз прервал речь чтобы отдышатся.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Весть о восстановлении независимости Украины мгновенно облетела всю страну. Люди падали на колени, обнимались и целовались. Мобилизованные в красную Армию украинцы начали массово сдаваться в плен. Луи де Йонг, описывая эти дни, пишет:
— Немецкая армия продвигалась вперёд, занимая Украинские города и сёла. Население встречало их как освободителей! Немцам преподносили хлеб-соль, а Гитлеровских солдат целовали как родных!
Вермахт быстро продвигался по Украине.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Берия, как шеф НКВД, тут же узнал об объявлении независимости Украины и создании временного правительства. Потрясённый Лаврентий Павлович вызвал Судоплатова.
— В чём дело, Павел Анатольевич? Получается, что немцы хотят признать независимость Украины?
— Не знаю! — выдавил Судоплатов.
— Какова реакция Гитлеровских властей на Львовские события?
Судоплатов молчал.
— Так узнайте! — заорал Берия. — А теперь, пошёл вон!
Судоплатов вышел.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Сталин вызвал шефа НКВД. Диктатор был подавлен и расстроен:
— Получается, что немцы взяли курс на создание независимой Украины?
— Реакции Берлина на Львовские события пока нет, — ответил Берия.
— Что можете сказать? — голос Сталина дрожал.
— Вермахт с триумфом продвигается по Украине! Население встречает их как освободителей, с хлебом-солью! Солдаты — украинцы начали разбегаться по домам! Есть случаи, когда они стреляют в спину своим же командирам и комиссарам. Это не удивительно, так как на Украине много всяких там кулаков и прочих врагов народа!
— Всё-таки на такой акт, как провозглашение независимости, никто не пошёл бы без одобрения Гитлера! — голос Сталина дрожал.
— Ваи дедаса (Ой мама, Н.Т.).
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
По свидетельству немецкого историка Типелькирха, Гитлер был в ярости. Он стучал кулаком по столу и орал:
— Кто посмел объявить о независимости Украины?! Я вас спрашиваю, кто посмел?!
Акт о независимости объявила Организация Украинских националистов во главе со Степаном Бандерой. Это радикальная группа, которую даже сами националисты называют экстремистами. Решение о восстановлении независимости они приняли сами, ни с кем ничего не согласовав.
— Немедленно пошлите в Лемберг (так немцы именовали Львов — Н.Т.) и накажите этих хулиганов! — орал Гитлер. — Накажите со всей строгости военного времени, чтобы другим неповадно было!
В тот же день айнзацкоманду отправили во Львов.
Глупый враг подарок судьбы…
Прибывшая во Львов айнзацкоманда арестовала всё украинское правительство вместе с премьером Стецко. Только министру внутренних дел Миколе Лебедю удалось бежать. Позже он возглавил борьбу против немецких и советских оккупантов.
В Кракове гестапо арестовывает Степана Бандеру. Нацисты требуют отмены акта о независимости. Бандера на это ответил:
— Акт не будет отменён!
Нацисты бросили Бандеру в концлагерь Заксенхаузен. Вскоре туда попало всё правительство 30 июня, во главе с Ярославом Стецько.
— Несмотря на арест, руководства, ОУН продолжало формировать структуру по всей Украине, — пишет Петро Мырчук.
В ответ гитлеровцы начали массовые репрессии против украинских националистов. Как свидетельствует украинский историк Владимирович, в течение месяца число арестованных бандеровцев достигло 20.000. Многие активисты ОУН закончили свою жизнь в гитлеровских лагерях. В Миргороде был повешен Мыкола Лемик, тот самый, который в 1933 году во Львове убил советского дипломата и чекиста Майлова. В Кривом-роге закончили свою жизнь Анна Максимец, Сергей Шерстюк и поэт Пронченко. В Львовском Гестапо был замучен видный бандеровец Иван — Климив (Легенда). В Киеве в стычке с гестаповцами был убит Дмитро Мирон (Орлик). В Освенциме нацисты сожгли заживо двоих братьев Степана Бандеры Василья и Александра. Репрессии немцев против ОУН приняли массовый характер.
О нацистском терроре против бандеровцев свидетельствуют и некоторые советские источники. Известный партизанский командир, кадровый чекист Петро Вершигора в первой редакции своей книги “Люди с чистой совестью “пишет, что украинское национальное движение не только пользовалось анти-немецкими лозунгами, но было отчётливо антинемецким. Другой советский автор, член террористическо-чекистской банды Дмитрия Медведева, Микола Гнедюк, в своей книге “Прыжок в легенду” описывает, как переодетые в немецкую форму медведевцы грабили крестьян. У последних это не вызвало удивления, так как немцы грабили и притесняли украинцев так же, как большевики.
О сущности нацизма говорят сами гитлеровские главари. Так министр пропаганды Геббельс в своём дневнике писал:
— Идиотизм проливать хотя бы каплю немецкой крови для того, чтобы кого-то освободить! Мы не для этого пришли в эту страну. Украина должна дать нам то, что нужно Германии, в частности она должна дать нам продукты, тёплую одежду для наших солдат, красивых девочек для наших борделей. Кто думает иначе, тот сформулировал своё мировоззрение в каких-то интеллигентских клубах, а не в нашей партии!
Исходя из такой хищнической морали, понятно, почему немцы разогнали правительство Стецко и начали массовые репрессии против бандеровцев. Гитлеровцы с помощью насилия пытались подавить Украинское освободительное движение. В ответ Бандеровцы перешли в подполье и начали вооружённую борьбу против главного зла двадцатого века гитлеровского рейха и советского союза.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Арест правительства Стецько не был случайным.
Гитлер категорически отказался восстановить независимые государства на всей оккупированной территории СССР. Фюрер резко враждебно относился к подобным актам. Он жестоко наказывал всех патриотов, которые хотели восстановление независимости, хотя до таких конфликтов, которые имели место в Украине, дело не дошло.
В Каунасе было разогнано правительство Амбразявичуса, которое объявило о восстановлении независимости Литвы. Правительство было разогнано, а сам Амбразявичус -- арестован, но впоследствии освобождён. Экс-премьер перешёл на нелегальное положение. После войны он перебрался на запад и умер в эмиграции. Амбразявичус автор мемуаров под названием “Совсем одни.”
— Действительно Литва была совсем одна против советского союза и Гитлеровского рейха, — пишет Витаутас Ландсбергис
Немцы не захотели восстанавливать независимую Литву. Более того, литовцам отказали в создании литовского легиона (в 1941 году), который был бы в составе немецкой армии. Разъярённые литовские патриоты хотели развернуть партизанскую войну против немцев, но в последний момент отказались.
— Антигитлеровское восстание спровоцировало бы геноцид литовцев, — пишет газета «Возрождение».
Несмотря на массовое недовольство политикой гитлеровцев, в Литве не развилось советское партизанское движение. Советская оккупация вызвала настоящую ярость местного населения. Советских партизан, которых самолётами перебрасывали в Литву, ловило само местное население и расправлялось с ними судом Линча.
В Латвии и в Эстонии местные патриоты так же пытались восстановить независимость, однако им было отказано. Латыши и эстонцы подчинились. Там не было таких кровавых эксцессов, как в Украине. Латыши и Эстонцы были вынуждены подчиниться Гитлеровцам, которые позволили им иметь своё, достаточно расширенное самоуправление, пользоваться национальным флагом, иметь свою прессу и т.д.
— Гитлер не сделал для нас ничего хорошего, однако ясно и то, что вооружённое сопротивление нацистам привело бы к геноциду нашего народа! Вот поэтому мы и подчинились, — пишет латышский историк Струнг.
Аналогичными мотивами пользовались и Эстонцы. Они на время удовлетворились тем, что Гитлеровцы не проводили на оккупированной Эстонии массовые репрессии. Зато и латыши и эстонцы делали всё, чтобы в их республике не было советского партизанского движения.
Белорусам так же было отказано в восстановлении независимости. Здесь немцы посадили своего гауляйтера Вильгельма Кубе. Он позволил белорусам создать национальную самопомощь (нечто вроде автономии). Вместе с этим Гитлеровцы жёстко преследовали не только коммунистов и евреев, но и белорусских патриотов, тех, которые пытались восстановить независимость Белорусии.
— Среди нас возникла идея развернуть партизанскую войну как против немцев, так и против большевиков. После долгого раздумья мы пришли к выводу, что это ничего не даст, наоборот, спровоцирует геноцид белорусов, — пишет известный поэт и участник белорусского освободительного движения Лариса Гениуш.
Такова была национальная политика гитлеровцев на оккупированных территориях СССР.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Берия при помощи своей агентуры внимательно наблюдал за всем, что творится в Украине, в Прибалтике, в Белорусии. Лаврентий Павлович был рад: Гитлер не захотел поддержать идею восстановления независимости Украины. Он разогнал правительство во Львове, арестовал Степана Бандеру и начал массовые репрессии против украинских националистов.
Берия обо всём подробно доложил Сталину. Диктатор при подчинённых редко улыбался, но теперь не мог сдержатся:
— Знаешь, Лаврентий, глупый враг — это подарок судьбы! — сказал Сталин
Ника Тевзадзе
Доктор исторических наук, член союза писателей Грузии.
Продолжение следует
Comments
Post a Comment