Лаврентий Берия и его крах

 



Предатели своей смертью не умирают.  Иван Вазов 



„Революции“ на марше 



Лаврентий Берия


К 1944 году вся территория СССР вновь была занята Советской Армией. Началась оккупация Восточной Европы.

Лаврентий Берия к этому времени возглавлял НКВД. Госбезопасность уже не находилась в его подчинении, а со Смершем продолжалась война. Авакумов не прекращал свои интриги против Берии и Лаврентий Павлович отвечал тем же.

— Это была настоящая борьба без правил, где судьёй был один человек: Сталин, — пишет Санш де Грамон.

Несмотря на всё это, Берия продолжал курировать орган госбезопасности по линии правительства. Для советской империи наступили решающие времена: началась оккупация Восточной Европы. На первом этапе не говорилось о советизации, ибо знали, что коммунистов местный народ ненавидит. Акцент делался на следующее: 1) на антинацистский момент; 2) на необходимость демократии. 

К власти должны были прийти переходные фигуры, которые расчистили бы путь прямым агентам кремля.

Так под прикрытием антифашистских демократических лозунгов началась оккупация Восточной Европы.


Словацкое национальное восстание 

Первой страной, которая испытала на себе кремлёвские интриги, была Словакия. Сталину показалось дельным совет Берии:

— В отношениях со Словакией необходима осторожность! В годы правления Тисо независимость Словакии была ограничена, а сами Словаки действительно почувствовали себя нацией.

Именно Берия придумал название Словацкое национальное восстание. В беседе со Сталиным Лаврентий Павлович сказал:

— Конечно, рассчитывать на победу повстанцев нельзя! Да это и не нужно! Главное, что повстанцы притянули к себе крупные немецкие силы! Судьба самой Словакии не имеет значения.

Агенты Берии развернули в Словакии активную работу. Они привлекли к себе ряд крупных Словацких чиновников. Среди них был и министр обороны генерал Чатлаш. Он попытался уговорить президента Тисо, чтобы тот поддержал повстанцев. 

Тисо сначала задумался, но после долгих колебаний отказался. Чатлаш действительно поддержал восстание, но это его не спасло. Чатлаша взяли в плен советские партизаны и переправили в СССР. После войны бывший министр вернулся в теперь уже Чехословакию, но был арестован и приговорён к 5 годам заключения. однако впоследствии был освобождён и служил мелким чиновником. Умер в 1972 году.

По совету Берии в Словакию были переброшены специальные части, которыми командовали кадровые чекисты: Прокопюк, Карасёв и другие. В Словакию перебросили и партизанские отряды из Польши. Началось восстание. Стоял август 1944 года.

Остальное произошло так, как прогнозировал Берия. Немцы действительно сняли с фронтов крупные части и перебросили в Словакию. Восстание было подавлено, но русских такая мелочь не интересовала. Главным было то, что Словацкие партизаны отвлекли на себя крупные силы, что способствовало продвижению русских.


Восстание в Словакии



Переворот в Румынии


Организатор переворота –король Михай первый


Богатая нефтью Румыния давно привлекала внимание Сталина. Диктатор был осторожен. Он знал, что Румынская компартия малочисленна и невлиятельна. Зато король Румынии молодой Михай первый был популярен в народе. Поэтому Сталин согласился с Берией, что на некоторое время в Румынии монархия должна быть сохранена. На данном этапе главное, вывести страну из Гитлеровского влияния и отстранить от власти Антонеску. Сталин разделял мнение Берии, что Антонеску слишком серьёзная фигура, а молодой король просто не справится с управлением государством. Берия согласился. Он предложил Сталину написать Михаю письмо и гарантировать, чтобы институт монархии был сохранён. Не будет никакой советизации, зато Москва приветствовала бы свержение Антонеску и надеется на помощь такого влиятельного лица, как Михай

— Как известно вокруг короля собрались силы, выступающие против Германии, — Сталин сделал паузу. — Кого кроме Антонеску ты считаешь опасным для нас?

— Конечно Юлиу Маниу, — ответил Берия.

На мгновение воцарилась тишина.

— Лаврентий, будет неплохо, если бы ты со своей стороны написал королю и предложил бы помощь в деле свержения Антонеску! — Сталин закурил трубку

— Месмис, амханаго Сталин (Слушаюсь товарищ Сталин-Н.Т.) — по-грузински ответил Берия.

— Думаю, что скоро настанет час решительных действий, — по-русски ответил Сталин. — Намекни королю, что готов бороться вместе с ним против Антонеску! Сделай это максимально корректно!

— Слушаюсь! — Берия вскочил и вытянулся.


Юлиу Маниу

<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Прежде чем написать письмо королю Румынии, Берия ещё раз изучил обстановку. Румыния давно готовилась к выходу из войны. Король и Антонеску вроде бы были едины. У Михая были прекрасные отношения со Сталиным, а Антонеску ценил сам Гитлер. Он неоднократно говорил:

— Я знаю лишь одного порядочного румына, это Антонеску!

Рейхсфюрер Гиммлер давно настаивал на оккупации Румынии и прихода к власти легионерского правительства во главе с Хорией Симой. После Сталинградской Битвы, Сима, Трифа и другие главари легионеров были выпущены из концлагерей. Гиммлер доказывал, что Антонеску ведёт двойную игру и его пора заменить. Гитлер с этим не согласился:

— Именно Антонеску обеспечивает то, что Румыния остаётся нашим союзником!

Современные румынские историки в один голос утверждают: в том, что Румынию не оккупировали нацисты, заслуга Антонеску. Он не боялся возразить Гитлеру и умел склонить его на свою сторону. Антонеску знал, что вокруг короля Михая создан Национально-демократический фронт, куда вошли национал-царанисты, национал-либералы и другие румынские демократические партии. Однако маршал не был в курсе связях Берии с Михаем и о том, что молодой румынский король вёл интенсивные переговоры с эмиссарами Москвы об аресте Антонеску. Берия внимательно проанализировал эту информацию и предложил королю свою помощь. Михай согласился. Тогда Лаврентий Павлович посоветовал Королю ввести в состав национально-демократического фронта коммунистов и добавил:

— Румынские коммунисты готовы поддержать вас как своего короля!

Растроганный Михай этого не ожидал. Он был уверен, что Москва действительно его поддерживает и согласился на ввод в состав Национально-демократического фронта румынских коммунистов. Берия тут же доложил Сталину:

— Румынский король согласен на союз с нами! Признаться, такого успеха я не ожидал!

Сталин поблагодарил Берию, но посоветовал не предаваться эйфории:

— Не говори гоп, пока не перепрыгнешь! — посоветовал Сталин шефу НКВД.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Час X наступил после Ясс-Кишинёвской операции. Советская армия прорвав фронт вступила на территорию Румынии. Несмотря на это, немецкие и Румынские войска не собирались сдаваться и Берия через своих агентов передал Румынскому королю, что наступило время решительных действий.

23 августа 1944 года король Михай вызвал во дворец генерала Антонеску и потребовал разорвать союз с Германией. Антонеску в принципе согласился:

— Да, с немцами нам не по пути, но для разрыва ещё не наступил подходящий момент. Мы должны выторговать для себя максимально выгодные условия мира.

— Какие условия вас устроят?

— Румыния должна сохранить за собой Бессарабию и Северную Буковину. Сталин должен гарантировать, что поддержит нас в возврате Трансильвании!

— Это же нереально! — воскликнул король.

— Мы должны добиться такого мира, ибо это соответствует интересам Румынии! — отчеканил Антонеску

В ответ король посоветовал Антонеску подать в отставку. Маршал отказался. Тогда Михай объявил о его смещении и аресте. Когда Антонеску выводили из кабинета Михая, маршал повернулся к королю Румынии:

— Эх, ваше величество! Ваше величество…

Государственный переворот в Румынии состоялся.



Путчисты занимают Бухарест 


<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

После ареста Антонеску было создано новое правительство во главе с Юлием Маниу. Сталин, который обещал не вмешиваться во внутренние дела Румынии, тут же позабыл о своём обещании. Он потребовал, чтобы Маниу подал в отставку. Так как сила была на стороне русских, Михай согласился. Кресло премьера вместо Маниу занял уже больной раком генерал Сенетеску. Он объявил Германии войну.

— Взбешенный Гитлер приказал оккупировать Румынию, — пишет профессор Лебедев.

Король Михай со своей стороны обратился за помощью к Советскому Союзу. Сталин с радостью ввёл в Бухарест свои войска. Так закончился государственный переворот по Сталинско-Бериевскому сценарию. В Кремле торжествовали. Радовался и Михай Румынский. Король ещё не понимал, что начинается трагедия как для его страны, так для него самого.


Константин Сенетеску


Болгарский вариант


После Румынии СССР приступил к оккупации Болгарии. Берия, как шеф НКВД, активно участвовал в этом процессе. Сталин прямо ему заявил:

— В отличие от Румынии, Болгария не объявляла нам войну. А мне не нужны осложнения с Англией и США!

— В Болгарии всё сделают местные партизаны, — ответил Берия.

— У вас есть конкретный план? — поинтересовался диктатор.

— Да, батоно Сталин! —  Полу- по-грузински, полу- по-русски ответил Берия.

— Изложите, пожалуйста, — По-русски ответил Сталин закурил трубку.

По схеме Берии, разрозненные и малочисленные партизанские отряды должны были объединиться и вместе с отдельными частями болгарской армии устроить переворот, захватить власть, потом обратиться за помощью к СССР. Сталин план одобрил.

— Операция началась, — пишет Слав Христо Караславов.

Операцию в Болгарии совместно осуществляли НКГБ, Смерш и ГРУ. Берия не имел непосредственного отношения к органам госбезопасности, но активно участвовав в событиях, Лаврентий Павлович давал интенсивные консультации. Он прямо заявил Меркулову:

— Особое внимание обрати на Македонию. Не забудь, что здесь не развернулось массовое партизанское движение!

Меркулов со своей стороны доложил обо всём Сталину. Диктатор написал письмо руководителю ВМРО (Внутренняя Македонская Революционная Организация) Ивану (Ванчо) Михайлову, который жил в независимом государстве Хорватия. Он находился в конфликте с царским двором. В письме Сталин выразил свою поддержку независимости Македонии. Михайлов ответил:

— Македония — это неотъемлемая часть Болгарии и мы не мыслим себя вне Болгарии!

Таким образом, сотрудничество с Михайловым не получилось, что как для Сталина, так и для Берии было большой неожиданностью. Несмотря на конфликт с царским двором, Михайлов оставался твёрдым сторонником присоединения Македонии к Болгарии. В результате массовое партизанское движение в Македонии не развернулось. Напротив, сюрпризы ждали Берию и в самой Болгарии.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>


Никола Гешев


Берия был уверен, что шеф болгарской контрразведки Гешев, в условиях кризиса и хаоса охватившего Болгарию, сбежит из страны. Лаврентий Павлович был несказанно удивлён, когда ему доложили, что Гешев не только не бежал, но и активно действует. Лаврентий Павлович через своих агентов направил Гешеву письмо. Берия писал:

— Когда корабль тонет, красиво, но тонуть с ним бессмысленно! Господин Гешев! Преклоняюсь перед вашим профессионализмом и патриотизмом! Я не хочу, чтобы с обречённым кораблём утонули и вы!

Лаврентий Павлович лично обещал Гешеву политическое убежище в СССР или в любой другой стране, куда он пожелает переехать. Гешев ответил Берии:

— Уважаемый Лаврентий Павлович!

Глубоко тронут вашим вниманием и надо признаться, что не ожидал. Однако присягу, которую я принёс моей стране и своему народу, нарушать не положено! После войны жду вас в гости в Болгарии! Моя страна так же прекрасна, как и ваша родная Грузия!

С уважением. Никола Христов Гешев.

Это были не пустые слова. Под руководством Гешева болгарская контрразведка продолжала функционировать. Было установлено место тайной конференции болгарских коммунистов, где должен был быть решён вопрос об объединении разрозненных партизанских групп. Усилиями Гешева объединение не состоялось, а мелкие партизанские группы были разгромлены. Именно Гешев стоял за решением некоторых членов Отечественного фронта, которые осудили вооружённую борьбу против правительства.

— Вы говорите, что боретесь с фашизмом? Так новый болгарский премьер Багрянов разорвал отношение с немцами и объявил полный нейтралитет. 

— А имеет ли смысл воевать с правительством? — восклицали некоторые лидеры Отечественного фронта, за которыми стоял Гешев.

В результате многие лидеры Отечественного фронта заявили, что выступают против вооружённого переворота. В их числе был и лидер партии Звено Кимон Георгиев.

— Георгиев, как и его единомышленник Дамьян Велчев, вёл двойную игру, — пишет в своих воспоминаниях известная болгарская коммунистка и по совместительству агент Гешева Цоола Драгойчева.

Таким образом, Отечественный фронт окончательно раскололся, а партизаны так и остались малочисленной группой. Даже накануне переворота они не смогли объединиться. Болгарские партизаны, которые пышно именовали себя НОПА (народно-освободительная повстанческая армия), к августу 1944 года насчитывала всего лишь 17 000 бойцов.

— Гешев переиграл нас, — пишет в своих воспоминаниях один из лидеров Отечественного фронта Димо Казасов.

Несмотря на это, Советская Армия всё-таки вошла в Болгарию. Русские занимали город за городом.


Ника Тевзадзе 

Доктор исторически наук, член союза писателей Грузии.

Продолжение следует


Comments

Popular posts from this blog

Роман Шухевич-Железный генерал

Крах агента ”Козыря”

Лаврентий Берия и его крах