Лаврентий Берия и его крах



Предатели своей смертью не умирают.  Иван Вазов

Исследования в области ядерной физики в ССCР проводились ещё с 30-ых годов прошлого века. В 1941-43 годах при академии наук СССР был создан специальный комитет по атомной энергии. В мате 1944 года был создан спецкомитет при совете народных комиссаров (СНК), который курировал атомные исследования. В августе 1945 года спецкомитет был напрямую подчинён Государственному Комитету Обороны (ЕКО). Спецкомитет возглавил Лаврентий Берия.

— Работа по созданию атомной бомбы шла с размахом, — пишет Санш де Грамон.

В распоряжении спецкомитета были переданы все ресурсы СССР, а также ведущие учёные, работающие в области ядерной физики (Капица, Курчатов). В состав спецкомитета вошли партийные деятели: Маленков, Завенягин, Вознесенский). Для успешного завершения проекта было необходимо создание специальной промышленной базы. Берия поставил этот вопрос перед Сталиным. По инициативе последнего, СНК принял ряд постановлений:

1945 году правительством СССР были приняты следующие важнейшие решения:

1.О создании на базе Кировского завода (Ленинград) двух специальных опытно-конструкторских бюро, предназначенных для разработки оборудования, производящего обогащённый по изотопу 235 уран методом газовой диффузии;

2.О начале строительства на Среднем Урале (около посёлка Верх-Нейвинский) диффузионного завода для получения обогащённого урана-235;

3.Об организации лаборатории для работ по созданию тяжеловодных реакторов на природном уране;

4. О выборе площадки и о начале строительства на Южном Урале первого в стране предприятия по производству плутония-239.

В состав предприятия на Южном Урале должны были входить:

1.Уран-графитовый реактор на естественном (природном) уране (завод «А»);

2.Радиохимическое производство по выделению плутония-239 из облучённого в реакторе естественного (природного) урана (завод «Б»);

3.Химико-металлургическое производство по получению особо чистого металлического плутония (завод «В»).

Именно по инициативе Берии были созданы т.н. закрытые города (Арзамас 02 и другие), где проводились специальные исследования. Лаврентий Павлович привлёк к работе и немецких специалистов. После разгрома Гитлеровского рейха, их пачками привозили в СССР. Их привлекли к работе по ядерному проекту. Так в СССР оказались Рихард Руль, Макс Фермер и другие. Многие немецкие специалисты после завершения Атомного проекта остались в СССР.

Берия лично допросил каждого из них. Лаврентий Павлович не был физиком, но как каждый умный человек понимал, как далеко продвинулись немцы к созданию Атомного оружия. Значит байки об оружии возмездия не Геббельсовские сплетни? Берию невольно охватил страх.

— Гитлеру немного не хватило, чтобы создать атомное оружие! 

По свидетельству Маленкова, Берия несколько минут сидел молча, сгорбившись и не говорил ни слова.


Берия


>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Берия понял, как далеко продвинулись немцы. Большинство немецких учёных уже осели в США. Ещё во время войны американцы перевели их в штаты. После войны спецслужбы США перевезли в Америку очень много немецких учёных. Результат был налицо:

— Американцы уже имели ядерное оружие!

Теперь Берия понял, почему Сталин требовал в течение нескольких лет создать ядерное оружие. Сегодня Американцы имеют атомную бомбу, а СССР - нет. Учитывая грандиозное отставание СССР от штатов, оставался только один выход: украсть атомную бомбу!

Берия достал платок и вытер со лба пот. На его родине, в Грузии, испокон веков воровали коней и похищали девушек. Но украсть атомную бомбу нечто совсем другое…

— Что ж, украсть так украсть!

Сын Лаврентия Павловича Серго вспоминает, что его отец не курил, однако потом рассказывал, что ему очень захотелось закурить.

— Сигареты под рукой не было и отец поэтому не закурил, — вспоминает Серго Берия.

Лаврентий Павлович начал готовить операцию по похищению атомной бомбы.


Серго Берия


Организация “ Шарашек”


Шарашки


К атомному шпионажу Берия готовился тщательно. Для этого надо было организовать разветвлённую агентурную сеть в самих США, в частности в Лос-Аламосской лаборатории, где происходили атомные испытания. В Москве нужны были специалисты, которые а) Имели подготовку разведчика; б) Владели информацией; г) Имели склонность к логическому мышлению, могли оценить агентурную информацию.

— Таких людей было мало, — пишет Юлиан Семёнов.

Несмотря на это, Берия всё-таки нашёл выход. Он собрал разведчиков, которые работали за границей, но после войны попали в опалу и были арестованы. К ним принадлежал офицер ГРУ Шандор Радо, который во время войны работал в Швейцарии и имел огромную информацию.

— Швейцария важнейшая страна! Тут стекается информация со всего мира, — пишет Виктор Суворов.

В 1942-43 годах Радо добыл информацию о ядерных испытаниях в Германии и США. Как человек умный и информированный, Радо догадывался, что в СССР его не ждёт ничего хорошего. В 1945 году он попытался бежать в Египет Советские власти потребовали его выдачи. Они сумели убедить Египет, что Радо уголовный преступник и добились выдачи экс-резидента. Он был перевезён в Москву и арестован органами Смерша. Берия, который работал над Атомным проектом, добился, что Радо передали ему. Лаврентий Павлович прямо заявил:

— Выберите, либо работаете на меня, либо лагерь!

— У меня нет выбора, не так ли? — горько улыбнулся Радо.

Бывшего резидента ГРУ поместили в специальную камеру, где находились бывшие разведчики, которых после возвращения грозил ГУЛАГ. Им давали свежую информацию, которая поступала из Лос-Аламоса. Проштрафившиеся разведчики должны были дать им свою оценку и вычислить “липу.” Помимо разведчиков в шарашки поместили осуждённых физиков, техников, инженеров. Теперь все они работали на атомный проект.

— Обитатели шарашек принимали все западные голоса, получали западную прессу, — пишет Юлиан Семёнов.

Обитателям “шарашек” пищу приносили из ресторана. У них не было никаких контактов с уголовниками. Режим в «шарашках» мягче, чем в тюрьмах НКВД, где заключённым запрещалось лежать днём. Обитателей шарашек чаще выводили на прогулки, чем других заключённых. Конвоиры были с ними гораздо мягче. В то же время каждый обитатель шарашек знал, что любое неповиновение и т.н. райская жизнь закончится. Вместо шарашек их отправят в лагерь, где человек заживо может сгнить.


Шандор Радо

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Помимо труда заключённых, Берия использовал и т.н. “легальные ресурсы”. Это аналитики НКГБ или ГРУ, которые так же изучали и оценивали роботу разведчиков. Учёные физики же давали оценки всего того, что творилось в Лос-Аламосе. Таким образом Берия имел полную информацию об американских открытиях. Теперь оставалось внедрить всё это в советские условия.


Агентура в Лос-Аламосе


Лаборатории Лос-Аламоса

Среди агентов, работавших в Лос-Аламосе надо выделить Елизавету Зарубину (девичья фамилия Розенцвейг). Она человек весьма колоритной биографии, которая сыграла важную роль в истории советской разведки.

Первым мужем Елизаветы был небезызвестный Блюмкин, тот самый, который в 1918 году в Москве застрелил немецкого посла графа Мирбаха. Блюмкин был левым эсером и сотрудником Чека. В последствии продолжил карьеру в ГПУ. В 1928 году он тайно выехал за границу и встретился с Троцким. Возвратившись в Москву, Блюмкин рассказал всё жене. Елизавета тут же сообщила такую сенсационную новость куда следует. Вскоре Блюмкина арестовали и расстреляли, а Елизавета вторично вышла замуж. Её вторым мужем стал чекист Василий Зарубин (впоследствии генерал-майор). Некоторые авторы пишут, что Блюмкин не был официальным мужем Елизаветы.

— Он был её гражданским мужем, — утверждает Леонид Млечин

Лиза Зарубина сыграла большую роль в похищении атомной бомбы. В 1942 году она вместе со своим мужем Василием прибыла в Сан-Франциско и скоро установила контакт с резидентом НКВД Хейфецом (агентурная кличка Харон). Красивая, очень обаятельная и образованная Лиза (помимо русского знала немецкий, французский, итальянский, румынский; понимала испанский, умела располагать к себе людей). Именно Лиза подружилась с женой скульптора Камёнкова Маргаритой, которая была любовницей Альберта Эйнштейна. С помощью Маргариты советские шпионы вошли в семью американских физиков, которые работали в Лос-Аламосе. 


Елизавета Зарубина

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>


Роберт Оппенгеймер

Именно Лиза Зарубина познакомила Хейфеца с Робертом Оппенгеймером и другими учёными. Агенты Берии обратили внимание на некоего Клауса Фукса, который стал центральной фигурой Атомного шпионажа.

Фукс личность тоже весьма колоритная. Убеждённый антинацист, он придерживался крайне левых взглядов. Был членом социал-демократической, затем коммунистической партии. С приходом к власти нацистов, Фукс бежал из Германии. После долгих мытарств, Фукс оказался в США. Несмотря на его крайне левые взгляды и связи с коммунистами, Оппенгеймер включил Фукса в Манхэттенский проект, целью которого было изготовление атомной бомбы.

— Американская контрразведка подозревала, что Фукс связан с НКГБ и выступила против его кандидатуры, но Оппенгеймер добился, что Фукса включила в Манхэттенский проект, — пишет Санш де Грамон. Именно от Фукса шла в Москву информация об атомных разработках в США. Более того, Фукс создал целую сеть, которая обосновалась в Лос-Аламосе. Информация от этих людей в Москву поступала с точностью часового механизма. 


Клаус Фукс

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Клаус Фукс был не единственным русским шпионом. Агенты Берии действовали по всему миру и передавали информацию Москве.

Из Англии об атомных исследованиях Берию информировала Кембриджская шестёрка (Филби, Маклин, Кернкросс и другие). Именно Кернкросс передал в Москву информацию, которую доложили Берии. Тот сам лично ознакомился с ней и наложил следующую резолюцию:

1) определить круг стран, ведущих практические работы по созданию атомного оружия;

2) информировать Центр о содержании этих работ;

3) добывать научно-техническую информацию, способную облегчить создание подобного оружия в СССР.

В течение ряда лет наша общественность была уверена, что секрет Атомной бомбы Советскому Союзу передали супруги Розенберги. Они действительно работали на Русских, но были мелкими сошками. В действительности, по всему миру, а особенно в Лос-Аламосе, действовала целая шпионская сеть, из которой надо выделить: Клауса Фукса, Теодора Холла, Жоржа Коваля и Давида Грингласа.

— Информация систематически поступала в Москву, — пишет Юлиан Семёнов.

Научному руководителю советского атомного проекта Курчатову оставалось внедрить американское изобретение в советские условия.

— Фактически у Курчатова осталась только работа инженера, — пишет Фредерик Форсайт.


Кернкросс

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Сегодня, по прошествии многих лет, невольно задаёшься вопросом: почему бериевская агентура так внедрилась в Лос-Аламос? Куда смотрела американская контрразведка? Польский писатель Збигнев Сафьян считает, что во время Второй Мировой Войны американцы чересчур доверились русским. Они и не предполагали, что союзник может быть таким вероломным.

— Америка демократическая страна! Тут нет полицейского режима, В США всё открыто и прозрачно. Вот Берия и сыграл на этом, — пишет Сафьян.

У известного Английского писателя Фредерика Форсайта несколько иное мнение:

— Думаю, что в вопросе с Атомной бомбой всё решила позиция учёных. Многие из них считали, что будет несправедливо, если только одна страна будет располагать Атомной бомбой и закрыли глаза на действие советских шпионов. Конечно большое значение имело то, что Америка демократическая страна и здесь всё открыто и прозрачно!

Какое из этих мнений верное? Дискуссии на эту тему идут до сих пор.


Фредерик Форсайт


СССР — ядерная держава!



29 августа 1949 года в Казахстане, на Семипалатинском полигоне, состоялось испытание советской атомной бомбы. При этом присутствовали: Берия, Маленков, Курчатов. Испытание прошло успешно. 

— Когда всё закончилось, Берия, Маленков и Курчатов обнялись. Кто-то принёс шампанское и все выпили по бокалу, — пишет Соколов.

Берия лично доложил Сталину, что испытание атомной бомбы прошло успешно. Сталин несколько минут молчал, потом тихо произнёс:

— Ты молодец, Лаврентий!

И пожал шефу НКВД руку.


Сталин и Берия (После испытания атомной бомбы)

<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Испытание первой советской атомной бомбы держалось в тайне. Однако информация всё же просочилась. В сентябре того же года президент Трумэн сделал следующее заявление:

— По нашим данным, в одной из стран мира произошёл взрыв огромной силы!

Такое же заявление сделали правительства Англии, Франции, Канады. Видимо, это насторожило Кремль, так как ТАСС опубликовал следующее заявление:

— 23 сентября президент Трумэн объявил, что, по данным правительства США, в одну из последних недель произведён атомный взрыв. Одновременно аналогичное заявление было сделано английским и канадским правительствами и вслед за опубликованием этих заявлений в американской, английской и канадской печати, а также в печати других стран, появились многочисленные высказывания, сеющие тревогу в широких общественных кругах. В связи с этим ТАСС уполномочен заявить следующее:

В Советском Союзе, как известно, ведутся строительные работы больших масштабов, строительство гидростанций, шахт, каналов, дорог, которые вызывают необходимость больших взрывных работ с применением новейших технических средств. Поскольку эти взрывные работы происходили и происходят довольно часто в разных районах страны, то возможно, что это могло привлечь к себе внимание за пределами Советского Союза. Что же касается производства атомной энергии, то ТАСС считает необходимым напомнить о том, что ещё 6 ноября 1947 года министр иностранных дел СССР В. М. Молотов сделал заявление относительно секрета атомной бомбы, сказав, что «этого секрета давно уже не существует»

В марте 1950 года председатель совета министров СССР завил о наличии в СССР атомной бомбы.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Лаврентия Берию следует считать отцом советской атомной бомбы. Именно благодаря Лаврентию Павловичу разорённая войной страна, где люди голодали и ютились в коммуналках, в кратчайшие сроки сделала атомную бомбу.

— Если б не Берия, бомбы не было бы, — говорит академик Сахаров.

Так СССР стал ядерной державой.


Ника Тевзадзе

Доктор исторических наук, член союза писателей Грузии.

Продолжение следует


Comments

Popular posts from this blog

Роман Шухевич-Железный генерал

Крах агента ”Козыря”

Лаврентий Берия и его крах