Лаврентий Берия и его крах
Заговор против Берии
Один из основателей Российских спецслужб Рачковский писал: для политика губительно, если он рано откроет свои карты. Берия же выступил с широкомасштабной реформаторской программой, которая охватывала как экономику, так и национальный вопрос. Закономерно, что советский военно-промышленный комплекс и партаппарат восприняли эту программу крайне враждебно, а Берия после смерти Сталина считал, что нет в СССР силы, которая способна с ним тягаться. Хрущёва и Маленкова Лаврентий Павлович считал крайне слабыми фигурами и в беседе с друзьями сказал:
— Это клоуны а не политики!
Единственным настоящим политиком Берия считал себя.
Юлиан Семёнов писал:
Берия вопреки фактам доказывал, что Пётр Первый незаконнорождённый сын грузинского князя и Наталии Нарышкиной. Однажды Берия сказал: царь Пётр сделал Россию великой. Я же модернизирую Россию, сделаю её могучее Америки.
Эти слова донесли Хрущёву. Никита Сергеевич вмиг попытался использовать всё против Берии.
— Так зародился заговор против Берии, — пишет профессор Соколов.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
В своих мемуарах Хрущёв пишет о своём разговоре с Маленковым. Речь шла о реформах Берии.
— Ты видишь, к чему всё идёт! — спросил Хрущёв.
Маленков в знак согласия кивнул. Он боялся высказать свои мысли в слух. Хрущёв понял: Маленков с ним только до первого милиционера. Надо склонять на свою сторону военных и Хрущёв поговорил с Москаленко и другими военными. Они согласились, что Берию надо устранить, но высказали одно условие:
— Без маршала Жукова ничего не получится!
— Почему? — недовольно поморщился Хрущёв.
Никита Сергеевич явно не хотел привлечь Жукова к операции ареста Берии.
Почему Хрущёв боялся Жукова?
Георгий Константинович Жуков личность чрезвычайно колоритная. Начнём с того, что он родился в семье сапожника, а его мать была крестьянкой. Георгий сызмальства отличался волей, физической силой и крутым нравом. Именно благодаря воле он самостоятельно прошёл курс городской общеобразовательной школы и получил аттестат зрелости.
Потом была служба в Армии, участие в первой мировой. Жуков дважды был награждён орденом святого Георгия. С 1918 года, согласно официальной биографии, Жуков сражался в красной Армии под Царицином и отличился в боях. Однако в его биографии были моменты, о которых в СССР пытались не говорить.
В 1921 году на Тамбовщине вспыхнул крестьянский мятеж. Возглавил его эсер Антонов. Большевики подавили бунт привычными жестокими методами. Отличился и Георгий Жуков. За участие в подавлении Антоновского мятежа, он был награждён орденом красного знамени.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Участие в карательных акциях на Тамбовщине первое белое пятно в биографии Жукова. Однако это не всё. Георгий Константинович участник знаменитой операции «Трест», в основе которой лежало провокаторство.
После гражданской войны красный террор был официально остановлен. Страна была разрушена и Ленин ввёл Нэп (Новая экономическая политика). ВЧК была реорганизована в ОГПУ (Объединённое Государственно-Политическое Управление). Создалась совершенно новая обстановка, что требовало реорганизации работ спецслужб. По инициативе председателя ГПУ Дзержинского создаётся целая цепь псевдо-антисоветских организаций. Так были созданы МОЦР (Монархическое Объединение Центральной России), ЛД (Либеральные Демократы), а также псевдопатриотические организации в Украине, в Белорусии, на Кавказе, в Средней Азии. C помощью треста чекисты не только контролировали ситуацию в стране, но и выявляли особенно опасные антисоветские элементы. Так в СССР заманили, а потом и арестовали, видного деятеля украинского движения генерала Тютюника, а на Кавказе, в частности в Грузии, было спровоцировано восстание, которое не только подавили в крови. В результате выявили, а затем уничтожили, особо активных грузинских патриотов и лишь малая часть сумела уйти за границу.
— Во время коллективизации началась первая волна большого террора. Надо было устраивать восстание но Грузины, которые могли вести за собой войско, были либо расстреляны, либо брошены в лагеря и лишь небольшая часть сумела уйти за кордон, — вспоминает выдающийся грузинский актёр Акакий Васадзе.
К работе этих провокаторских организаций были привлечены как профессиональные чекисты (Фёдоров, Сыроежкин, Пудин, Пузицкий, Стырне т. д.), а также бывшие царские сановники (Якушев) и перевербованные савинковцы Шешеня, его жена Саша. Согласился работать на чекистов и свояк Шешени Фомичёв, который дал показания на Савинкова. Особое внимание уделялось созданию т.н. военной оппозиции, куда Дзержинский очень хотел втянуть генерала Брусилова, но тот ответил категорическим отказом.
— Ни в коем случае! Провокатором я никогда не был и не буду! — ответил Брусилов и указал Дзержинскому на дверь.
Зато другие генералы царской Армии, такие как Заинчковский, Потапов и другие, не выдержали нажима. Они согласились стать провокаторами. Многие из них имели близкие отношения с лидерами белого движения. Так например, Потапов являлся другом юности самого Врангеля. С помощью таких как Потапов, Чекисты заманили в Трест многих русских офицеров, которые искренне верили, что являются членами тайной антикоммунистической организации. В последствии многих из этих офицеров расстреляли или отправили в ГУЛАГ. Активное участие в расстрелах принял сам Тухачевский.
Среди тех красных командиров, которые участвовали в работе Треста были такие военачальники как Уборевич, Примаков, Путна и другие. Примаков в своё время был троцкистом. Своим участием в тресте он доказал Сталину свою лояльность. Именно с помощью Примакова был захвачен известный атаман Анненков, которого привезли из Китая в СССР и расстреляли. Среди провокаторов были и будущие маршалы Советского Союза Шапошников и Жуков. Именно с помощью Жукова в Трест заманили многих офицеров, которые были его близкими друзьями. После окончания операции «Трест» они были либо расстреляны, либо брошены в ГУЛАГ.
Хрущёв затребовал досье на всех участников Треста. Внимание Никиты Сергеевича привлёк один факт. К “1923 году Дзержинский объединил все псевдо-оппозиционные группировки и создал т. н. «Альтернативное правительство». Естественно возник вопрос, кто возглавит это правительство? По русскому обычаю начались целые дискуссии. После долгих дебатов стороны согласились, что альтернативное правительство должен возглавить Борис Савинков. но ему поставили условие:
— Савинков должен приехать в Россию и непосредственно возглавить антисоветское подпольное правительство!
Савинков, как известно, приехал в СССР и его арестовали в Минске. Затем последовало его знаменитое покаяние, когда Савинков на суде публично признал советскую власть.
Что заставило Бориса Викторовича сделать это? По мнению газеты “Совершенно Секретно,” Чекисты арестовали оставшегося в СССР сына Савинкова Льва Успенского. Он был внуком знаменитого писателя Успенского и носил фамилию матери. Дзержинский прямо сказал Савинкову:
— Конечно, вы можете заупрямиться и превратить суд в трибуну против советской власти! Предупреждаю: в таком случае умрёте и вы и ваш сын, только сын умрёт раньше!
Загнанный в угол Савинков принял все условия Дзержинского, хотя потребовал гарантий, что сына не тронут. Дзержинский дал такие гарантии:
— Даю слово большевика!
— Это не стоит и копейки! — отрезал Савинков.
— Тогда даю слово шляхтича! Помните, ведь я поляк и шляхтич!
На этом договорились. На суде Савинков признал светскую власть и осудил тех мигрантов, которые продолжают борьбу с большевиками. Суд приговорил Савинкова к расстрелу, однако тот же суд обратился в ЦИК о помиловании. Савинкову создали в тюрьме воистину царские условия.
— В камеру внесли ковёр. Савинков имел возможность жить здесь вместе со своей любовницей, — пишет Василий Ардаматский.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Потом последовало его самоубийство. Таковым было официальное сообщение советского правительства. И сегодня ставят под сомнение самоубийство Савинкова. И сегодня это остаётся загадкой. Некоторые историки утверждают, что Савинкова убили. Дискуссии продолжаются и сегодня.
— Ай да Жуков, ай да маршал победы! Оказывается, что он был и провокатором! — рассмеялся Хрущёв.
Никита Сергеевич задумался. Он приказал усилить наблюдение за Жуковым.
— Выходит, что Жуков креатура спецслужб. Неизвестно, как он поведёт себя, — Хрущёв покачал головой.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Наблюдения за маршалом победы дали ошеломляющие результаты. Агенты Хрущёва доложили ему, что Жуков в частных разговорах ругает не только Берию, но и Никиту Сергеевича. Его он именовал не иначе, как толстая свинья и говорил, что как только Берию уберут, Хрущёва сместят без труда. Несмотря на это, Жуков часто гостил у Берии, клялся ему в вечной дружбе и т. д.
— Шпик останется шпиком, хоть он и наденет мундир маршала! — подумал Хрущёв.
Лаврентий Павлович накрывал царский стол. Однажды Жуков даже выпил за здоровье Берии и осушил большой кавказский рог.
— Дружба Жукова с Берией закономерна, ибо Георгий Константинович сам является креатурой спецслужб, — подумал Хрущёв.
Вот почему Никита Сергеевич колебался насчёт Жукова.
Жуков дружил с Берия. Георгий Константинович часто гостил в доме Берия, который по-царски угощал дорогого гостя. Однажды Жуков у Лаврентия даже осушил огромный кавказский рог за здоровье своего друга.
— С Жуковым надо быть крайне осторожным! — подумал Хрущёв.
Когда человек излишне самоуверен
Берия вёл себя крайне самоуверенно, даже нагло. Лаврентий Павлович был уверен, что он уже победил и минимум десять лет будет править СССР.
Берия с Хрущёвым и Маленковым вёл себя крайне самоуверенно и даже фамильярно. Он часто похлопывал Хрущёва по плечу и говорил:
— Ну, как чувствуешь себя, Никита?
Бывало, придя в кремль Берия снимал плащ и обращался к Хрущёву:
— Что-то жарко! Подержи-ка, Никита, мой плащ!
Хрущёв ничего не отвечал и послушно брал плащ. Внутри у него всё кипело от злости.
Последняя подготовка
Время шло. Хрущёв понимал, что надо не выжидать, а действовать, пока Берия ни о чём не догадывался.
Как раз тогда, в начале лета 1953 года, в ГДР вспыхнул антисоветский мятеж. Берия отправился на его подавление. Как пишет в своих мемуарах Хрущёв, он решил воспользоваться моментом и действовать.
Никита Сергеевич вновь вызвал к себе Маленкова. Он согласился, что с Берией надо кончать немедленно.
— Как только Лаврентий вернётся из Восточной Германии, его следует немедленно арестовать! — сказал Маленков
Хрущёв молчал.
В разговоре с генералом Москаленко Хрущёв осторожно коснулся темы ареста Берии. Москаленко согласился:
— Да, с Лаврентием надо кончать, но без Жукова ничего не выйдет!
— Почему? — спросил Хрущёв.
— Георгий Константинович пользуется огромным авторитетом как в Армии, так и в народе!
Хрущёв ничего не ответил.
Ника Тевзадзе
Доктор исторических наук, член союза писателей Грузии.
Окончание следует
Comments
Post a Comment