Симон Петлюра: от либерала-украинофила до лидера нации
Гетманский переворот был совершён в конце апреля 1918 года силами немецкой Армии. Именно немцы разоружили преданные Центральной раде части. 28 апреля 1918 года в Киеве в здании городского цирка состоялся съезд хлеборобов. Там выступил и Павло Скоропадский. Он в частности сказал:
— В стране господствует анархия! Так жить нельзя!
Там же, на съезде, было объявлено о роспуске Центральной рады. Учреждался пост гетмана. Гетманом всей Украины был избран Павло Скоропадский. Украинская Народная Республика (УНР) отныне переименовалась в Украинскою державу. Эпоха Центральной рады закончилась. Началась гетманская эпоха.
Трагедия Павла Скоропадского
Ни украинские политики, ни народ не приняли гетмана. Для одних Скоропадский был узурпатором, для других паном, для третьих немецкой марионеткой. Крестьяне были недовольны реставрацией помещиков. Скоро в стране прокатилась волна крестьянских бунтов.
Петлюра принадлежал к тем, которые не приняли гетмана. В беседе со своим другом профессором историком Дмитрием Дорошенко Петлюра скажет:
— Ну, Дмитро, сейчас пойдёт реакция! Как известно, Дорошенко поддерживал гетмана. Когда Скоропадский предложил ему стать министром иностранных дел, то он согласился.
Петлюра же остался в оппозиции к гетману. Симон Василевич возглавлял союз земств и пропагандировал свои идеи в среде крестьян и интеллигенции. Украинские партии бойкотировали режим гетмана. Петлюра не только поддержал этот бойкот, но и встал на активный путь борьбы. Симон Васильевич много писал, а также встречался с политическими деятелями, с рабочими крестьянами, с представителями интеллигенции.
— Скоропадскому это не понравилось, — пишет Иванис.
По приказу гетмана Державна варта (Государственная стража,) — так называлась теперь украинская спецслужба, — взяла Петлюру под наблюдение.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Скоро Скоропадский оказался в очень тяжёлом положении. Гетмана ненавидел весь тогдашний Украинский политический спектр. Украинская интеллигенция на дух не переваривала Скоропадского, крестьяне же были крайне недовольны реставрацией помещиков. По документам немецкой разведки видно, что немцы подозревали Скоропадского в симпатиях к России.
— Оснований для таких опасений не было, — пишет Иванис.
Скоропадский искренне хотел создать реально независимое национальное украинское государство. Гетман установил контакты с теми украинскими политиками, которые исповедовали консервативную идеологию. Вскоре членами правительства гетмана стали Фёдор Лизогуб (премьер) и Дмитро Донцов (возглавил бюро прессы и Украинское телеграфное агентство.) С гетманом тесно сотрудничал легендарный Микола Михновский, а министерство иностранных дел возглавил профессор Дмитро Дорошенко.
— Вот такие украинские деятели вошли в гетманское правительство, — писал Василь Барлядяну.
Именно при гетмане была создана Украинская Академия наук и была украинизирована вся образовательная система. Несмотря на это, Украинские политики продолжали бойкот, что конечно было ошибкой.
— В данной ситуации всем украинским силам надо было объединиться, — пишет Барлядяну.
Чужой среди своих, чужой среди чужих, — в таком положении оказался Скоропадский. В этом и трагедия гетмана.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
Петлюра, как и большинство Украинские политиков, был ярым противником гетмана, что было ошибкой. В создавшейся ситуации все должны были взяться за руки и помогать вместе спасти страну. К сожалению это не случилось.
Да, у Петлюры были ошибки, и это закономерно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Украинцы, поддерживающие Скоропадского, были выдающими деятелями: Дмитро Дорошенко оставил после себя гениальные научные труды по истории, а Донцов является автором гениального труда “Национализм.” Михновский был политиком, который обогнал время. Он был дальновиднее, чем многие лидеры центральной рады. Донцова, Дорошенко, Михновского привлекало консервативная идеология гетмана, однако тогдашнее украинское общество не было готово для восприятия такой идеологии. Сторонники Скоропадского были в нём в меньшинстве и гетман был вынужден обратится к русским политикам, банкирам, которых тогда в Киеве было до чёрта.
— Они профессионалы и без них государство не построишь, — говорил гетман.
В отличие от большевицкой России, где свирепствовало ЧК, где господствовал тотальный голод, в Украине жизнь вошла в сравнительно нормальное русло. Здесь не было ни голода, ни массового террора. В Украине была создана Национальная Академия Наук, которую возглавил выдающийся учёный Вернадский, были созданы украинские университеты, гимназии и т.д. Однако гетманская власть допустила ряд фатальных ошибок. Наиболее страшная ошибка была реставрация помещиков, что вызвало гнев трудящихся. На заводах рабочий день был продлён до 12 часов, запрещались забастовки и т.д. Такое решение многих возмутило. Оппозиция требовала от гетмана возродить УНР, вернутся к демократичным порядкам. Но Скоропадский остался глух к этим призывам.
Вместе с вышесказанным суверенитет Украины был сильно ограничен. Немцы по-прежнему не позволяли гетману создавать украинскую Армию. Продолжался вывоз хлеба, сахара и железа в Германию. Между крестьянами и гетманом, между украинскими политиками и Скоропадским образовалась пропастью Вынужденная кадровая политика гетмана ещё более усиливало эту пропасть. Недовольные крестьяне взялись за оружие. По стране прокатились крестьянские бунты.
Скоро в Украине появился анархист Махно, который начал вооружённую борьбу как с немцами, так и с гетманской властью. Скоропадский вновь попытался установить контакты с популярными украинскими политиками, в том числе с Петлюрой. Попытка закончилась неудачей, ибо ни Петлюра и ни другие популярные Украинские лидеры не захотели разговаривать с гетманом. Скоропадский был вынужден обратится к русским политикам, большинство из которых презирало как гетмана, так и вообще украинцев, а над Украинским государством открыто смеялось. Министры Скоропадского во время дружеских посиделок в сопровождении вина или водки пели:
Ще не вмерла Украйна, ибо была мёртвой.
Скоро братики –хохлы вам обрежем глотки!
У министров был популярен один анекдот:
— Мещанин Костя навестил умирающую тётю. Когда вернулся домой, жена спрашивает: ну как тётя? Костя отвечает: Она ще не вмерла!
Этот идиотский анекдот министрам очень нравился, так как они громко и долго хохотали.
Таково было русское окружение. Гетман Владимир Винниченко по этому поводу писал:
— Такое ненормальное положение не могло продолжаться долго. Достаточно было маленькой искры, чтобы разгорелся огромный пожар!
Эти слова оказались пророческими.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Скоропадский осознавал весь трагизм создавшего положения. Гетман совершенно правильно думал, что в условиях хаоса есть один вход: диктатура. В своих мемуарах Скоропадский пишет:
— Но это должна была быть Украинская диктатура!
Но для авторитарного режима нужна Армия и сильные спецслужбы. Ни того и ни другого у гетмана не было. Немцы по-прежнему не позволяли создать Армию а «Державной варте» (Государственная стража) ключевые посты занимали бывшие царские жандармы. Украинские политики из команды Скоропадского (Дорошенко, Донцов, Михновский) неоднократно намекали гетману на опасность создавшегося положения. Впавший в отчаяние гетман ответил:
— А что делать? Без профессионалов государство не построишь!
— Согласен, ваша светлость! — ответил Дорошенко. — Но то, что происходит сегодня, тоже ненормально! У нас Украинское государство, но многие министры даже не владеют Украинским языком!
— Это плохо! — Грустно ответил гетман. –Но полностью разрывать отношения с Россией тоже нельзя!
Итак, Скоропадский не был свободен от малоросианства, то есть комплекса неполноценности перед Россией. Это во многом определило дальнейшее развитие событий.
Арест Петлюры
К маю 1918 года положение в Украине обострилось Петлюра, как один из лидеров оппозиции, яростно критиковал гетмана. Тот в ответ всё больше стал опираться на старых чиновников и русских белогвардейцев. Последние настолько обнаглели, что потребовали от гетмана создать русские вооружённые формирования:
— Ни в коем случае! — Твёрдо ответил Скоропадский.
В Украине открыто действовали Российские шовинистические организации, такие как Союз возрождения России, Русский национальный центр и другие. В Киеве было очень много русских офицеров, но гетман категорически запретил создание Русских вооружённых отрядов. В ответ русские монархисты объявили Скоропадского предателем. Многие русские офицеры покинули Киев и отправились на Северный Кавказ к Деникину.
Тем временем обстановка в стране обострилась. Крестьяне открыто выражали своё недовольство. В Киеве созвали крестьянский съезд. По приказу гетмана его разогнали. За этим последовал ряд крестьянских выступлений. Против Скоропадского выступило «Вольное казачество», которое до этого относилось к гетману. Разгон крестьянского съезда разозлил всех. В Украине началась настоящая крестьянская война. Она приняла такие масштабы, что сорвала вывоз продовольствия в Германию. Стоял май 1918 года.
Петлюра вместе с Винниченко и Шаповалом вёл интенсивную оппозиционную деятельность. Через возглавляемого им Союза земств Симон Васильевич установил контакт с крестьянами, с несколькими повстанческими атаманами, а также с сельскими священниками и интеллигенцией (Учителя, агрономы и другие). Скоро Петлюра и Винниченко нелегально проводят в Киеве совещание всех оппозиционных партий. В результате был образован Украинский национальный союз. Его возглавил Владимир Винниченко, а Петлюра стал его заместителем.
— Скоропадскому доложили о создании Украинского национального союза, — пишет Ирина Фарион.
Руководители “Державной варты” в создании «Национального союза» увидели заговор против гетмана. Скоропадский им поверил. Вскоре Петлюра был арестован. В тюрьме оказались другой оппозиционер Владимир Винниченко, руководитель „Вольного казачества“ Юрко Тютюнник и другие. Правда Винниченко был отпущен, но Петлюра остался в тюрьме. Российское окружение гетмана постаралось использовать этот факт и добиться устранения из правительства Донцова Михновского и Дорошенко. Русские министры требовали к и создание Русских вооружённых отрядов. Скоропадский вновь категорически отверг это.
— Несмотря на давление своих Российских министров, Скоропадский отказался проводить пророссийскую политику! — пишет Василь Барладяну.
Генерал Деникин в своих мемуарах пишет. что Скоропадский остался „Мазепинцем“, хотя здравый смысл требовал, чтобы он повернулся лицом к России. Простыми словами Скоропадский остался Украинским патриотом, за что его возненавидели Деникин и другие руководители белого движения.
Антигетманское восстание
Первая мировая война подходило к концу. Германия терпела одно поражение за другим. В результате положение немцев в Украине стало ещё более шатким. Скоропадский попытался это использовать. Во время аудиенции с Вильгельмом вторым гетман добился того, что ему разрешили создать Армию.
— Однако было уже поздно, — пишет Фарион.
Гетман понимал, что время работает не на негою Он предпринял отчаянную попытку наладить контакт с оппозиционными Украинскими силами.
— Надо спасать страну и создать правительство национального спасения! — -сказал Скоропадский.
Украинские политики со своей стороны поставили гетману свой ультиматум. Они потребовали, чтоб Петлюра, как и другие политзаключённые, должен быть освобожден. Гетман категорически отказался.
— Петлюра готовил путч, а такое простить нельзя!
По приказу Скоропадского Петлюра остался в тюрьме.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Гетман действительно попытался создать правительство национального единства, однако в нём оппозиционным Украинским политикам выделили всего четыре места. Возмущённый Винниченко сказал:
— Довольно разговоров! С этим гетманом надо кончать!
Обстановка в Украине становилась взрывоопасной.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Первая мировая война закончилась. Германия и её союзники потерпели поражение. Новый мировой порядок создавала Антанта. Она слышать не хотела про независимую Украину. Гетман Скоропадский пытался наладить контакт с Антантой, но напрасно. Скоропадскому заявили, что Российская империя должна возродится, а Украина обязательно станет её частью. Для Гетмана это был первый шок. За ним последовал и второй.
Вильгельм второй под давлением взбунтовавшихся матросов был вынужден отречься от престола и бежать в Голландию. Сторонники Украинской оппозиции направили в Берлин делегацию. Она добилась того, что новое немецкое правительство потребовало от гетмана освободить Петлюру. Скоропадский был категорически против, но немцы настаивали на своём.
— Германское командование потребовало от меня немедленное освобождение Петлюры. В противном случае немцы грозились применить силу, — пишет в своих мемуарах Скоропадский.
Гетман, как большинство военных, уважал аргумент силы. По приказу Скоропадского Петлюра был освобождён.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
Позиция Антанты была категоричной: Российская империя должна возродится, а Украина обязательно должна войти в её состав. В этом случае Антанта гарантировала Украине самую широкую автономию. Институт гетманства сохранится, сохранятся так же Украинская академия наук, университеты, школы и другое.
— Русское окружение советовало гетману принять эти условия, дабы спасти хотя бы то, что можно было спасти, — пишет Фарион.
Тут гетман допустил ещё одну фатальную ошибку. Он издал универсал, в котором говорилось, что Украина входит в федерационный союз с новой, не большевистской Россией.
Это переполнило чашу терпения, — пишет Фарион.
Гетмана покинули те украинские политики, которые до этого его поддерживали. От гетмана ушёл Дмитро Донцов, а Михновский больше не поддерживал гетмана. Петлюра, Винниченко и другие лидеры оппозиции отправились в город Белая-Церковь. Там было объявлено о создании Украинской Директории. Председателем новой структуры стал Владимир Винниченко, а головным атаманом повстанческих войск Симон Петлюра. Директория выпустила универсал, в котором призывала к свержению гетмана Скоропадского. Однако сказать одно, сделать-другое. Вооружённые силы директории в начале насчитывали всего 2 000 солдат, а гетман располагал 30 тысячными вооружёнными отрядами. На стороне гетмана выступили немцы, которые до прихода войск Антанты оставались в Украине.
— Русское окружение опять потребовало от гетмана создать русские вооружённые формирования. Скоропадский категорически отказался, — пишет историк Роман Коваль.
Петлюра призвал гетманских солдат перейти на сторону Директории, а населению Киева выйти на улицу.
— Долой гетмана! Да здравствует Самостийная Украина! — говорилось в универсале Директории.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Универсал гетмана, где говорилось о создании федеративного союза с Россией, взбесил всю Украину. Гетманские солдаты начали переходить на сторону Директории. Гетман остался без вооружённой силы. Только тогда Скоропадский пошёл на создание Русских вооружённых формирований. Это уже не могло спасти гетмана.
Киевские студенты вышли на улицу. Они сканировали: нет союзу с Россией! Да здравствует самостийная Украина! Русские офицеры открыли по студентам огонь. Мирная демонстрация была расстреляна. Среди студентов находился будущий великий Украинский кинорежиссёр Довженко, а среди офицеров, будущий великий Русский писатель Булгаков.
— Получается, что Булгаков стрелял в Довженко! — — Пишет «Литературна Украина».
Украинский народ взялся за оружие. Восстание приняло массовый характер и уже никакая сила не могла его остановить. Во главе с Петлюрой повстанцы направились к Киеву. На подступах к столице Украины повстанцы разбили объединённые силы немцев и русских белогвардейцев. Победившие повстанцы с триумфом вошли в Киев. Павел Скоропадский отрёкся от гетманства и в немецком санитарном поезде уехал за границу. Перед бегством Скоропадский выпустил свой последний универсал, где говорилось, что он отрекается от гетманской власти.
По свидетельству украинских историков, Скоропадский покинул Родину на немецком санитарном поезде. Перед тем как войти в вагон, гетман упал на колени. Он поцеловал родную землю, а горсточку взял с собой. Скоропадский горько плакал, как будто предчувствовал, что навсегда покидает Украину.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Победившие повстанцы с триумфом вошли в Киев. Их с восторгом встретило местное население. Гудели колокола всех церквей. Люди подходили к солдатам и обнимали их как родных. Кто-то закричал:
— Слава Петлюре! Слава нашему батько!
— Слава! Слава! — подхватили остальные.
Тут родилась песня:
— Ну дела же тут творятся, закружится голова,
Был Керенский, Скоропадский, теперь наша власть пришла!
Население Киева радовалось. Оно приветствовало украинское войско и его головного атамана Симона Петлюру.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
С свержением Скоропадского закончилась первая Украинская революция. Тогда украинский народ показал, что в критические часы он может самоорганизоваться и взять власть. Во время правление Леонида Кучмы украинцы вновь продемонстрировали всему миру эти качества. Тогда это вылилось в Оранжевую революцию. Во времена Януковича, когда вновь возникла угроза для независимости и европейского выбора Украины, народ вновь самоорганизовался.
Сегодня многие спорят: нужно ли было свергать Скоропадского? Ведь гетман был не бывшим красным директором как Кучма и не беспринципным уголовником как Янукович. Наоборот: Скоропадский был благородным и глубоко порядочным человеком. Он искренне любил свою Родину и жаждал её независимости. Последующие годы эмиграции подтвердили это, когда Скоропадский эволюционировал и полностью излечился от Малороссийского комплекса.
Конечно, гетман допустил роковые ошибки, что в конце концов привело к революции. Но неужели нельзя было с ним договорится? Дискуссии на эту тему продолжаются.
Ника Тевзадзе
Доктор исторических наук, член союза писателей Грузии
Comments
Post a Comment